Головной
отраслевой музей истории гражданской авиации находится в Ульяновске неподалёку
от аэропорта Ульяновск Центральный и имеет 4 зала с экспонатами, иллюстрирующими
историю авиации со времён гражданской войны до наших дней. Музей
находится «под крылом» Ульяновского института гражданской авиации.
История
музея уходит своими корнями в 70-е годы прошлого века так как музей был создан в
соответствии с приказом министра гражданской авиации № 97 от
1.06.83 года на базе экспозиции музея истории Школы высшей летной
подготовки гражданской авиации.
Ульяновский институт гражданской авиации ГА является старейшим в России
учебным заведением по подготовке летного состава для гражданской авиации.
Училище ведёт свою историю с 1935 года, когда в Батайске — небольшом городке
близ Ростова-на-Дону — при 1-й объединенной школе пилотов и авиатехников ГВФ
были организованы Курсы высшей лётной подготовки, основной целью которых была
«переподготовка пилотов по самолётовождению, по приборам, по радио, ночью и в
затруднительных метеорологических условиях, а также переподготовка пилотов в
высший класс и на тяжёлые самолеты» (из приказа по Главному управлению ГВФ от
19.09.35 № 270). В то время первоначальная подготовка пилотов велась на
самолётах Р-1, У-2, а высшую подготовку проводили на самолётах АНТ-9, АНТ-4,
СБ, ПС-84.
Летом 1939 года в связи с обострением международной обстановки
Батайская объединённая школа передается ВВС РККА, а КВЛП переводят в город
Минеральные Воды.
В октябре 1941 года в связи с приближением линии фронта к
Ростов-на-Дону КВЛП были перебазированы в Ташкент. Главной задачей КВЛП стала
подготовка экипажей на самолёты Ил-2. В мае 1944 года КВЛП вернулись в
Минеральные Воды, где продолжали эту работу, а с 1947 года началась
подготовка экипажей ГВФ на новый самолет Ил-12.
В том же 1947 году КВЛП были реорганизованы в Школу высшей лётной
подготовки (ШВЛП), которая была перебазирована в г. Бугуруслан Оренбургской
области (ныне БЛУГА), а в 1950 году — в г. Ульяновск. С 1955 года
начата подготовка лётного состава на самолеты Ил-14, а в 1958 году — на
самолёты с газотурбинными двигателями Ан-10 и Ил-18. В начале 60-х годов в ШВЛП
начали освоение первого реактивного гражданского самолёта Ту-104.
В ноябре 1955 в Ульяновской ШВЛП стали
заниматься подготовкой иностранных экипажей, когда прибыли авиационные
специалисты из Восточной Германии. А с 1957 года начинается действительно
массовая подготовка экипажей из ряда стран. Пилоты, бортмеханики, радисты из
ГДР осваивали Ил-14, на этом же самолете учились летать экипажи из Болгарии,
Румынии, Венгрии. А когда в первый авиаотряд поступили турбовинтовые Ил-18 и
Ан-10, началось обучение пилотов из Гвинеи, Мали, Ганы и других стран Азии и
Африки. С 1962 по 1972 году в ШВЛП были освоены самолёты Ту-124, Ту-134,
Ту-154, Ан-24.
В 1973 году за большие успехи в развитии воздушного транспорта,
значительный вклад в выполнение планов по подготовке высококвалифицированных
лётных кадров и освоение новой техники Ульяновская ШВЛП была награждена орденом
Ленина.
В декабре 1974 года было принято решение на базе ШВЛП создать
Центр совместного обучения лётного, технического и диспетчерского персонала
стран-членов Совета экономической взаимопомощи. Первая очередь строительства
включала учебно-лабораторный и тренажерный комплексы, гостиницу на 700 мест, во
вторую очередь планировалось построить медико-санитарную часть,
клубно-спортивный комплекс, бассейн и другие объекты. Строительство важнейших
объектов Центра было завершено в начале 1983 года, и тогда состоялось его
открытие, хотя подготовка специалистов для стран СЭВ проводилась с
1980 года. В этот период была начата подготовка лётного состава на
самолёты Ил-62, Ил-76, Ил-86, Як-42. За период с 1980 по 1985 году было подготовлено более 15 тысяч
авиационных специалистов, в том числе и из 40 стран мира. В 1985 году
Центр, который тогда праздновал свой полувековой юбилей, был награждён орденом
Дружбы народов.
В 1983 году при Центре был создан головной отраслевой музей
истории гражданской авиации, в котором кроме четырёх залов, где собраны тысячи
экспонатов и документов, на открытых стоянках представлены более 30 самолётов и
вертолётов, в том числе первый реактивный пассажирский самолёт Ту-104 и первый
сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144.
Рис.
Экспозиция авиационной техники
На основе сохраненной богатейшей коллекции артефактов
(модели, подлинные личные вещи, фотографии и т. д.) развернута многогранная
экспозиция Музея, отражающая историю гражданской авиации.
Посетители музея начинают ознакомление с историей становления
отечественной авиации и первыми этапами ее развития в первом зале музея. Вторая экспозиционная зона
посвящается героическому вкладу гражданской авиации в победу нашей страны в
годы отечественной войны. Третий зал посвящается периоду развитию реактивной
гражданской СССР. И завершается экспозиция международным вкладом Российской
гражданской авиации.
Фонды музея насчитывают тысячи единиц хранения. В здании
учебно-научного комплекса развернута предметно-документальная экспозиция,
которая постоянно обновляется и дополняется документально-иллюстративным
материалом.
Это действительно уникальный музей - под открытым небом собраны почти
все гражданские отечественные самолеты.
У истоков становления музея
стояли: начальник управления учебных заведений гражданской авиации СССР Дарымов
Юрий Петрович; начальник Центра ГА СЭВ Муштатов Павел Петрович,
заместитель начальника Центра Дельдюжов Владимир Павлович.
Большой вклад в создание музея внесли
работники Центра Герой Советского Союза Якурнов Иван Федотович, ветеран
гражданской авиации Вершинкин Николай Иванович, Корнеев Владимир Митрофанович,
возглавивший в 1981 году инициативную группу по созданию музея, в которую
входили ветераны и молодежь.
Головной отраслевой музей истории гражданской авиации
является научно-методическим, культурно-просветительским учреждением,
используемым в качестве учебно-научной лаборатории, а также центром по
популяризации авиационной науки и техники.
Рис. Эти люди создавали музей гражданской авиации
В августе 1984 г. были приняты «Положения о музее»,
«Положение о ремонте и реставрации авиатехники». В 1989 г. музею присвоено
почетное звание «Народный музей».
Музей истории гражданской авиации является частью секции
научно-технических музеев Российского комитета международного совета музеев, в
качестве которого зарегистрирован 14 июня 1990 года.
На аэродроме выделен участок (17,5 га) для размещения
авиационной техники, построены стационарные стоянки для самолетов и вертолетов,
здание для размещения персонала, поставлено ограждение.
За время существования музея собрано более 30 единиц
самолетов и вертолетов, девять из которых являются памятниками науки и техники.
Отдельные экспонаты являются уникальными среди экспонатов музеев мира.
Почти все экспонаты летательных аппаратов прибыли к месту расположения
музея своим ходом, это особенность экспозиции музея. В частности, выставлены
как гражданские, так и военные следующие воздушные суда (самолёты и вертолёты):
АК-1 (макет), Ан-2 , Ан-14 «Пчёлка», Ан-24, АНТ-4 (Г-1),
Ил-14 , Ил-18, Ил-28, Ил-62,
Ил-86, Ми-1, Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ту-104, Ту-114, Ту-116, Ту-124, Ту-134,
Ту-144, Ту-154, У-2 (По-2), Як-12, Як-18Т, Як-40, Як-42, L-29, L-410, M-15,
Миг-25.
Ощущение их былой мощи, дальних полётов. У каждого из экспонатов музея
своя судьба. Каждый экспонат музея — это часть
истории нашей страны, пропитанная воздушной романтикой.
Говорить
о каждом из этих уникальных самолетов и вертолетов можно лишь в превосходной
степени. Ведь все они были когда-то в чем-то первыми и не только в нашем
Отечестве, но и в мире!
Прибытие
или доставка в фюзеляже Ил-76 очередного экспоната были праздником для всего
коллектива Центра ГА СЭВ.
Рис. Участники перевозки обломков
самолета АНТ-4 из Игарки в Выборг
Вся эта техника
была передана музею после завершения ее лётного ресурса, часть найдена
поисковыми группами, энтузиастами по всей стране и воссоздана заново
энтузиастами – любителями авиации.
По
всей стране поисковыми группами, энтузиастами разыскивались авиационные
раритеты. Одни самолеты, находившиеся на хранении, еще можно было поднять в
воздух, другие были уже не в состоянии долететь до музея, третьи вообще лежали
вверх шасси где-то на склоне гор…
Прибытие
или доставка в фюзеляже Ил-76 очередного экспоната были праздником для всего
коллектива Центра ГА СЭВ.
Воздушные суда и сейчас стоят, в основном, в той же
очередности, в которой когда-то прибывали. Например, один из первенцев
коллекции – небольшой самолетик сельхозавиации М-15. В
мире сохранилось всего два экземпляра самолета М-15. Один из них в Ульяновском,
другой в Монинском музее ВВС.
Рядом
с ним красавцы-лайнеры: «Туполевы», «Ильюшины», «Антоновы».
Обзор экспозиции музея лучше всего начинать
с первого советского пассажирского самолёта АК-1.
Рис. Макет самолета АК-1 бережно сохраняется
под крышей павильона
Самолёт был построен в единственном
экземпляре в ноябре 1923 года на средства, внесённые латышскими стрелками в
фонд строительства советского воздушного флота.
В музее представлена реплика самолёта,
изготовленная в 1986 году в Троицком авиационно-техническом училище гражданской
авиации.
Еще
один заслуженный ветеран, созданный в Егорьевском авиационно-техническом
училище гражданской авиации представлен в экспозиции музея – это
«самолет-легенда» У-2 (По-2).
Этот
всемирно известный классический самолет первоначального обучения и многих
других видов применения имеет очень богатую историю.
Интересна
также история представленного в экспозиции музея представлен восстановленный по
реальным чертежам экземпляр этого самолета, который даже был использован
Мосфильмом на съёмках кинофильма.
Рис. Самолет-ветеран
У-2
А
это еще одна гордость музея — первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144.
Первый полёт Ту-144 состоялся 31 декабря 1968 года, то есть на два месяца
раньше «Конкорда». Ту-144 эксплуатировался как
пассажирский самолет с ноября 1977 на маршруте Москва — Алма-Ата.
Из 16 выпущенных Ту-144 всего два
самолёта занимались перевозками пассажиров на регулярных трассах Москва —
Алма-Ата - это стосорокчетвёртые под номерами 77109 и 77110, причём сохранился
только один из них, он и выставлен в экспозиции музея.
Также этот борт летал на
международный авиасалон в Ле-Бурже в 1977 году. В настоящий момент является
наиболее комплектным из всех сохранившихся Ту-144.
Рис. Все
причастные к перегонке самолета из Жуковского в Ульяновск
В авиамузее находится еще один экспонат с бортовым номером
СССР-42322, который совершил свой «крайний» полет из своих собратьев по типу ВС
- это первый реактивный пассажирский самолет Ту-104. Первый полет испытательный
полет на самолете Ту-104 в 1955 году совершил уроженец Симбирского края,
летчик-испытатель, Герой Советского Союза Ю.А. Алашеев. Самолеты этого типа эксплуатировались в гражданской авиации до
1979 года,
Музейный борт поднялся в воздух 11 ноября
1986 года, когда одна из сохранившихся в летном состоянии машин
перегонялась на стоянку в Ульяновский музей гражданской авиации.
Рис. Первый реактивный
Рядом
с межконтинентальным лайнером Ту-114, на котором Хрущев Н.С. летал в
Америку, в музейной экспозиции расположился его предшественник Ту-116.
Рис. Уникальный самолета Ту-116
Это
один из двух экземпляров самолета, переоборудованного специально для правительственных
делегаций в летающий салон из серийного стратегического бомбардировщика Ту-95.
Сейчас
единственный из двух переоборудованных Ту-116 находится в Музее гражданской
авиации в Ульяновске.
Жемчужиной
музея является АНТ-4 – первый в мире серийный цельнометаллический
тяжёлый двухмоторный моноплан. Этот самолет является памятником науки и
техники.
Об этом музейном экспонате следует поговорить особо.
В 80-х годах прошлого века на острове Диксон был
обнаружен АНТ-4, потерпевший аварию в
40-х годах (разрушилась стойка шасси). Летом 1983 года
газетой «Воздушный транспорт» была снаряжена экспедиция для поиска АНТ-4. 27
августа 1983 года АНТ-4 подняли в воздух на внешней подвеске вертолета Ми-6
Норильского объединенного авиаотряда и доставлен в Игарку.
Рис. Так
выглядели обломки самолета АНТ-4 в Игарке
Из Игарки двигатели и кабину самолета с частью крыла и фюзеляжа
экспедиция музея гражданской авиации на грузовом самолете Ил-76Т
Центра ГА СЭВ доставила в Пулково и далее в Выборг.
Рис.
Выгрузка обломков самолета АНТ-4 в Пулково
Группой специалистов и курсантов Выборгского
авиационно-технического училища самолет был полностью восстановлен и на барже
отправлен в Ульяновск.
После этого АНТ-4 с бортовым номером СССР-Н317 стал экспонатом музея
гражданской авиации в г. Ульяновске, где бережно хранится и сегодня. Одним словом, легендарный
самолёт и гордость музея.
Рис. Вот он - красавец АНТ-4
Выставочный фонд музея впечатляет. Здесь
представлены самолеты и вертолеты гражданской авиации, авиадвигатели и другое
оборудование воздушных судов, макеты самолетов, авиационные тренажеры и большое
количество уникальных исторических документов, связанных с историей гражданской
авиации.
Можно
добавить, что музей периодически проводит «дни открытых дверей», когда
открываются двери воздушных судов, и можно заглянуть в пассажирские салоны и
даже посидеть за штурвалом самолета. А самое главное,
почувствовать и окунуться в удивительный мир авиации и любящих ее людей –
подвижников, верящих в великое будущее авиации России.
Большинство посетителей выходят с чувством благодарности к
людям собравшим эту уникальную коллекцию.
В.М.
Корнеев
04.10.2016
г