ГЛОССАРИЙ

 

Амортизатор – основной элемент шасси, поглощающий и рассеивающий энергию посадочного удара воздушного судна.

Амфибия – гидросамолёт, оборудованный сухопутным шасси и способный совершать посадку на сушу и на воду.

Антиюзовая автоматика – совокупность устройств, автоматически растормаживающих колёса шасси при возникновении юза.

Аэроупругость – раздел прикладной механики, в котором рассматривается взаимодействие воздушного судка как упругой системы с воздушной средой.

База шасси – расстояние между колёсами основных и передней (или задней) опоры шасси.

Балансировка – обеспечение равновесия действующих на воздушное судно в полёте моментов сил относительно осей связанной системы координат.

Бафтинг – вынужденные автоколебания частей самолета под действием срывного потока с впереди находящихся частей самолёта.

«Бесхвостка» - схема самолёта, отличающаяся отсутствием у него горизонтального оперения.

Бимс – элемент усиления больших вырезов в конструкции воздушного судна, выполненный в виде балки коробчатого сечения.

Биплан – аэродинамическая схема самолёта, характеризующаяся двумя крыльями, расположенными одно над другим.

Болтанка – Возмущённое движение воздушного судна с большой частотой под действием атмосферной турбулентности.

Бустер – гидравлический привод, приводящий в движение органы управления воздушного судна в соответствии с маломощными управляющими сигналами от рычагов управления пилота автоматических систем управления.

Ветродвигатель – двигатель, использующий кинетическую энергию воздушного потока для привода других агрегатов.

Воздухозаборник – элемент воздушного судна, предназначенный для подвода воздуха к двигателю (и другим агрегатам).

«Всплывание» элеронов – самопроизвольное отклонение элеронов на обоих крыльях под действием аэродинамических сил вследствие люфта в проводке управления.

Высокоплан - моноплан с высоким расположением крыла относительно фюзеляжа.

Герметизация – Обеспечение непроницаемости частей воздушного судна для предотвращения утечек газов и жидкостей.

Герметики – полимерные композиции, предназначенные для герметизации.

Гермокабина – изолированный объём воздушного судна с регулируемыми избыточным давлением воздуха, предназначенный для работы экипажа и полёта пассажиров на большой высоте.

Гидравлический удар – (гидроудар) резкое повышение давления в трубопроводе при быстром выключении потребителей гидросистемы, обусловленное резким торможением потока жидкости.

Гидроаккумулятор – приспособление для запасания жидкости для сглаживания пульсаций давления при включении и выключении потребителей, например: ослабления гидроударов.

Гидромотор – гидравлический двигатель, приводимый во вращение подаваемой к нему жидкостью под давлением.

Гидросамолёт – самолёт, способный взлетать и садиться на воду.

Гидроцилиндр – гидравлический привод с возвратно-поступательным движением поршня.

Гондола – оболочка обтекаемой формы вокруг двигателя.

Демпфер – автоматическое устройство для демпфирования короткопериодических колебаний воздушного судна путём соответствующего отклонения органов управления.

Дивергенция крыла – вид аэроупругих колебаний (кручение) крыла самолета за счет аэродинамических и упругих сил.

Дроссель – местное гидравлическое сопротивление в трубопроводе.

Дюралюминий – (дюраль) основной конструкционный материал для авиастроения, сплав алюминия с медью, магнием и марганцем.

Жесткость – способность конструкции воздушного судна сопротивляться деформациям под действием внешних сил.

Закрылок – отклоняющийся элемент механизации крыла, расположенный вдоль его задней кромки, отклоняющийся вниз и предназначенный для улучшения аэродинамических характеристик воздушного судна.

Зализ – вспомогательный элемент конструкции воздушного судна с плавными обводами, устанавливаемый в местах сочленения частей самолёта для уменьшения лобового сопротивления.

Золотник – механизм для изменения и распределения потоков жидкости или газа.

Интерцептор – (спойлер) аэродинамический орган управления самолётом, расположенный на верхней плоскости крыла и отклоняющийся вверх под углом к набегающему потоку.

Кабрирование – вращение самолёта носом вверх вокруг поперечной оси на увеличение углов атаки.

Капотирование – опрокидывание самолёта при посадке через нос вверх колёсами.

Кардан – механизм, обеспечивающий передачу усилий межу валами, расположенными под углом друг к другу.

Кессон-бак – ёмкость для размещения топлива, представляющая собой герметизированный внутренний объём.

Киль – аэродинамическая поверхность, являющаяся частью вертикального оперения и предназначенная для обеспечения путевой устойчивости и управляемости воздушного судна.

Колёса шасси – служат для перемещения и руления воздушного судна при взлёте и посадке.

Колея – расстояние между основными опорами шасси.

Коммерческая нагрузка – полезная нагрузка для транспортировки которой и создаётся самолёт.

Компоновка – взаимное пространственное расположение частей воздушного судна и его устройств.

Конструктивно-силовая схема – принципиальная схема расположения основных продольных и поперечных силовых элементов конструкции.

Крутка крыла – угловое отклонение местных хорд крыла от его базовой плоскости или изменение кривизны профилей крыла по его размаху.

Крыло – основная несущая поверхность воздушного судна, создающая аэродинамическую подъёмную силу.

Лидерный самолёт – самолёт, опережающий по наработке другие самолёты рассматриваемого типа с целью заблаговременного выявления возможных критических мест в конструкции.

Лонжерон – основной продольный элемент силового набора частей воздушного судна.

Механизация крыла – (вспомогательное управление самолётом) конструктивные элементы крыла, обеспечивающие изменение его аэродинамических характеристик.

Мидель – наибольшее по площади поперечное сечение фюзеляжа плоскостью, перпендикулярной его оси.

Моноплан – самолёт с одним крылом.

Мотогондола - оболочка обтекаемой формы вокруг двигателя.

Наплыв крыла – часть крыла, выступающая из обвода основной трапеции.

Нервюра – поперечный элемент силового набора крыла и оперения воздушного судна.

Низкоплан - моноплан с нижним расположением крыла относительно фюзеляжа.

Обратная чайка» - схема крыла, при которой корневые его части имеют отрицательную V-образность, а концевые – положительную.

Оперение – аэродинамические поверхности воздушного судна, обеспечивающие его устойчивость и управляемость.

Органы управления – специальные аэродинамические поверхности, служащие для обеспечения полёта воздушного судна на заданных режимах и манёвра.

Панель – конструктивно-технологический элемент силовой конструкции воздушного судна, включающий часть обшивки и силового набора.

Пассажировместимость – число пассажирских кресел в салонах самолёта.

Перегрузка – отношение суммы поверхностных сил, действующих на воздушное судно к его весу.

Педали – один и рычагов управления самолётом, предназначенный для управления рулём направления.

Перекомпенсация – изменение направления шарнирного момента на противоположное «нормальному».

Пикирование – снижение воздушного судна по наклонной к горизонту (с углом наклона более 30°) траектории.

Пилон – несущая обтекаемая конструкция для установки вынесенных двигателей.

Планирование – полёт воздушного судна со снижением по наклонной траектории с углом наклона менее 20°.

Потолок – наибольшая высота, которую может набрать воздушное судно при данном полетном весе.

Предкрылок – отклоняющийся элемент механизации крыла, расположенный вдоль его передней кромки, отклоняющийся вниз и предназначенный для улучшения аэродинамических характеристик воздушного судна, в частности увеличения критических углов атаки.

Профиль крыла – сечение крыла плоскостью по набегающему потоку.

Радиатор – теплообменник, служащий для охлаждения жидкости или воздуха.

Разрушающая нагрузка – предельная нагрузка, при которой происходит разрушение конструкции.

Рампа – створка грузового люка, совмещенная с трапом.

Реверс органов управления самолетом – явление, обусловленное потерей эффективности аэродинамических органов управления и обращением их действия на противоположное.

Руление – передвижение самолёта по аэродрому под действием тяги двигателей.

Руль высоты – подвижная часть горизонтального оперения, обеспечивающая продольное управление самолётом.

Руль направления – подвижная часть вертикального оперения, обеспечивающая путевое управление самолётом.

Самолёт – пилотируемый летательный аппарат тяжелее воздуха для полётов в атмосфере с помощью двигателей и крыльев.

Сервокомпенсатор – разновидность аэродинамической компенсации, дополнительная рулевая поверхность, расположенная на задней кромке рулей или элеронов и предназначенная для уменьшения усилий на органах управления пилотов.

Силовая установка – совокупность авиационных двигателей, систем и устройств воздушного судна, обеспечивающая создание необходимой для полёта тяги.

Система управления самолётом – совокупность элементов самолёта, обеспечивающих траекторное управление полётом.

Спойлер – (интерцептор) аэродинамический орган управления самолётом, расположенный на верхней плоскости крыла и отклоняющийся вверх под углом к набегающему потоку.

Среднеплан – моноплан со средним расположением крыла относительно фюзеляжа.

Стабилизатор – аэродинамическая поверхность, предназначенная для обеспечения продольной устойчивости и управляемости воздушного судна.

Стойка шасси – основной элемент опоры шасси.

Стрингер – продольный элемент силового набора частей воздушного судна.

Сужение крыла – отношение длины корневой хорды крыла к длине концевой хорды.

Табло – светосигнализатор для выдачи информации экипажу в виде светящейся надписи или мнемосимвола.

Трап – устройство для входа и выхода пассажиров и экипажа в воздушное судно.

Триммер – разновидность аэродинамической компенсации, дополнительная рулевая поверхность, расположенная на задней кромке руля или элерона и предназначенная для уменьшения или полного снятия усилий с органов управления пилотов.

Турбулентность – беспорядочное изменение давления, температуры воздуха, скорости и направления ветра.

Тяговооруженность самолёта – отношение суммарной тяги всех двигателей к весу самолёта.

Угол атаки самолёта – угол между продольной осью самолёта и направлением набегающего потока.

Угол стреловидности – угол между линией ¼ хорд крыла и перпендикуляром к плоскости симметрии самолета.

Угол установки крыла – угол между корневой хордой крыла и базовой осью самолёта.

Удлинение крыла – отношение квадрата размаха крыла к его площади.

Удлинение фюзеляжа – отношение длины фюзеляжа к диаметру эквивалентного круга, площадь которого равна площади миделевого сечения фюзеляжа.

Управляемость – свойство самолёта отвечать перемещениями в пространстве на управляющие действия пилота.

Устойчивость – способность воздушного судна восстанавливать режим полёта, от которого он отклонился после воздействия возмущения.

«Утка» - схема самолёта, при которой горизонтальное оперение расположено впереди крыла.

Флаперон – аэродинамический орган управления, выполняющий функции элерона и закрылков.

Флаттер – явление аэроупругости, самовозбуждающиеся автоколебания крыла, возникающие на большой скорости полёта.

Фонарь кабины экипажа – остеклённая часть фюзеляжа, предназначенная для обзора пилотов.

Фюзеляж – основная часть воздушного судна, предназначенная для размещения экипажа, пассажиров, грузов и оборудования, одновременно служащая для крепления крыла, оперения, шасси, силовой установки и т.п.

Хорда – отрезок прямой, соединяющий носовую и хвостовую точки профиля крыла.

Цапфа – часть оси или вала, опирающаяся на подшипник.

Центроплан – средняя часть крыла, присоединяемая к фюзеляжу, к которой крепятся консольные части крыла.

«Чайка» - схема крыла, при которой его корневые части имеют большую положительную V-образность, а концевые – меньшую или отрицательную.

«Чёрный ящик» - самописец, регистратор параметров полёта.

Шарнирный момент – момент аэродинамических сил, действующих на орган управления относительно его оси вращения.

Шасси - совокупность опор воздушного судна, необходимых для стоянки и передвижения на земле, для разбега при взлёте, а также пробега и торможения при посадке.

Шимми – самовозбуждающиеся автоколебания передней стойки шасси при разбеге и пробеге самолета.

Шпангоут – основной поперечный элемент силового набора фюзеляжа.

Штопор – движение самолёта по вертикальной нисходящей спирали, возникающее после потери скорости и сваливания.

Штурвал – один из органов управления самолётом, предназначенный для отклонения элеронов.

Штурвальная колонка – один из рычагов управления самолётом, предназначенный для отклонения рулей высоты.

Эжектор – устройство для перемещения жидкости или газа, действие которого основано на передаче энергии от одной среды, движущейся с большой скоростью, другой.

Элевоны – аэродинамические органы управления и балансировки самолёта, сочетающие в себе функции руля высоты и элеронов.

Элероны – аэродинамические органы управления креном самолёта.

Юз – скольжение по опорной поверхности заблокированного тормозом колеса шасси.