ГЛОССАРИЙ
Амортизатор – основной элемент шасси, поглощающий и рассеивающий энергию посадочного удара воздушного судна.
Амфибия – гидросамолёт, оборудованный сухопутным шасси и способный совершать посадку на сушу и на воду.
Антиюзовая автоматика – совокупность устройств, автоматически растормаживающих колёса шасси при возникновении юза.
Аэроупругость – раздел прикладной механики, в котором рассматривается взаимодействие воздушного судка как упругой системы с воздушной средой.
База шасси – расстояние между колёсами основных и передней (или задней) опоры шасси.
Балансировка – обеспечение равновесия действующих на воздушное судно в полёте моментов сил относительно осей связанной системы координат.
Бафтинг – вынужденные автоколебания частей самолета под действием срывного потока с впереди находящихся частей самолёта.
«Бесхвостка» - схема самолёта, отличающаяся отсутствием у него горизонтального оперения.
Бимс – элемент усиления больших вырезов в конструкции воздушного судна, выполненный в виде балки коробчатого сечения.
Биплан – аэродинамическая схема самолёта, характеризующаяся двумя крыльями, расположенными одно над другим.
Болтанка – Возмущённое движение воздушного судна с большой частотой под действием атмосферной турбулентности.
Бустер – гидравлический привод, приводящий в движение органы управления воздушного судна в соответствии с маломощными управляющими сигналами от рычагов управления пилота автоматических систем управления.
Ветродвигатель – двигатель, использующий кинетическую энергию воздушного потока для привода других агрегатов.
Воздухозаборник – элемент воздушного судна, предназначенный для подвода воздуха к двигателю (и другим агрегатам).
«Всплывание» элеронов – самопроизвольное отклонение элеронов на обоих крыльях под действием аэродинамических сил вследствие люфта в проводке управления.
Высокоплан - моноплан с высоким расположением крыла относительно фюзеляжа.
Герметизация – Обеспечение непроницаемости частей воздушного судна для предотвращения утечек газов и жидкостей.
Герметики – полимерные композиции, предназначенные для герметизации.
Гермокабина – изолированный объём воздушного судна с регулируемыми избыточным давлением воздуха, предназначенный для работы экипажа и полёта пассажиров на большой высоте.
Гидравлический удар – (гидроудар) резкое повышение давления в трубопроводе при быстром выключении потребителей гидросистемы, обусловленное резким торможением потока жидкости.
Гидроаккумулятор – приспособление для запасания жидкости для сглаживания пульсаций давления при включении и выключении потребителей, например: ослабления гидроударов.
Гидромотор – гидравлический двигатель, приводимый во вращение подаваемой к нему жидкостью под давлением.
Гидросамолёт – самолёт, способный взлетать и садиться на воду.
Гидроцилиндр – гидравлический привод с возвратно-поступательным движением поршня.
Гондола – оболочка обтекаемой формы вокруг двигателя.
Демпфер – автоматическое устройство для демпфирования короткопериодических колебаний воздушного судна путём соответствующего отклонения органов управления.
Дивергенция крыла – вид аэроупругих колебаний (кручение) крыла самолета за счет аэродинамических и упругих сил.
Дроссель – местное гидравлическое сопротивление в трубопроводе.
Дюралюминий – (дюраль) основной конструкционный материал для авиастроения, сплав алюминия с медью, магнием и марганцем.
Жесткость – способность конструкции воздушного судна сопротивляться деформациям под действием внешних сил.
Закрылок – отклоняющийся элемент механизации крыла, расположенный вдоль его задней кромки, отклоняющийся вниз и предназначенный для улучшения аэродинамических характеристик воздушного судна.
Зализ – вспомогательный элемент конструкции воздушного судна с плавными обводами, устанавливаемый в местах сочленения частей самолёта для уменьшения лобового сопротивления.
Золотник – механизм для изменения и распределения потоков жидкости или газа.
Интерцептор – (спойлер) аэродинамический орган управления самолётом, расположенный на верхней плоскости крыла и отклоняющийся вверх под углом к набегающему потоку.
Кабрирование – вращение самолёта носом вверх вокруг поперечной оси на увеличение углов атаки.
Капотирование – опрокидывание самолёта при посадке через нос вверх колёсами.
Кардан – механизм, обеспечивающий передачу усилий межу валами, расположенными под углом друг к другу.
Кессон-бак – ёмкость для размещения топлива, представляющая собой герметизированный внутренний объём.
Киль – аэродинамическая поверхность, являющаяся частью вертикального оперения и предназначенная для обеспечения путевой устойчивости и управляемости воздушного судна.
Колёса шасси – служат для перемещения и руления воздушного судна при взлёте и посадке.
Колея – расстояние между основными опорами шасси.
Коммерческая нагрузка – полезная нагрузка для транспортировки которой и создаётся самолёт.
Компоновка – взаимное пространственное расположение частей воздушного судна и его устройств.
Конструктивно-силовая схема – принципиальная схема расположения основных продольных и поперечных силовых элементов конструкции.
Крутка крыла – угловое отклонение местных хорд крыла от его базовой плоскости или изменение кривизны профилей крыла по его размаху.
Крыло – основная несущая поверхность воздушного судна, создающая аэродинамическую подъёмную силу.
Лидерный самолёт – самолёт, опережающий по наработке другие самолёты рассматриваемого типа с целью заблаговременного выявления возможных критических мест в конструкции.
Лонжерон – основной продольный элемент силового набора частей воздушного судна.
Механизация крыла – (вспомогательное управление самолётом) конструктивные элементы крыла, обеспечивающие изменение его аэродинамических характеристик.
Мидель – наибольшее по площади поперечное сечение фюзеляжа плоскостью, перпендикулярной его оси.
Моноплан – самолёт с одним крылом.
Мотогондола - оболочка обтекаемой формы вокруг двигателя.
Наплыв крыла – часть крыла, выступающая из обвода основной трапеции.
Нервюра – поперечный элемент силового набора крыла и оперения воздушного судна.
Низкоплан - моноплан с нижним расположением крыла относительно фюзеляжа.
Обратная чайка» - схема крыла, при которой корневые его части имеют отрицательную V-образность, а концевые – положительную.
Оперение – аэродинамические поверхности воздушного судна, обеспечивающие его устойчивость и управляемость.
Органы управления – специальные аэродинамические поверхности, служащие для обеспечения полёта воздушного судна на заданных режимах и манёвра.
Панель – конструктивно-технологический элемент силовой конструкции воздушного судна, включающий часть обшивки и силового набора.
Пассажировместимость – число пассажирских кресел в салонах самолёта.
Перегрузка – отношение суммы поверхностных сил, действующих на воздушное судно к его весу.
Педали – один и рычагов управления самолётом, предназначенный для управления рулём направления.
Перекомпенсация – изменение направления шарнирного момента на противоположное «нормальному».
Пикирование – снижение воздушного судна по наклонной к горизонту (с углом наклона более 30°) траектории.
Пилон – несущая обтекаемая конструкция для установки вынесенных двигателей.
Планирование – полёт воздушного судна со снижением по наклонной траектории с углом наклона менее 20°.
Потолок – наибольшая высота, которую может набрать воздушное судно при данном полетном весе.
Предкрылок – отклоняющийся элемент механизации крыла, расположенный вдоль его передней кромки, отклоняющийся вниз и предназначенный для улучшения аэродинамических характеристик воздушного судна, в частности увеличения критических углов атаки.
Профиль крыла – сечение крыла плоскостью по набегающему потоку.
Радиатор – теплообменник, служащий для охлаждения жидкости или воздуха.
Разрушающая нагрузка – предельная нагрузка, при которой происходит разрушение конструкции.
Рампа – створка грузового люка, совмещенная с трапом.
Реверс органов управления самолетом – явление, обусловленное потерей эффективности аэродинамических органов управления и обращением их действия на противоположное.
Руление – передвижение самолёта по аэродрому под действием тяги двигателей.
Руль высоты – подвижная часть горизонтального оперения, обеспечивающая продольное управление самолётом.
Руль направления – подвижная часть вертикального оперения, обеспечивающая путевое управление самолётом.
Самолёт – пилотируемый летательный аппарат тяжелее воздуха для полётов в атмосфере с помощью двигателей и крыльев.
Сервокомпенсатор – разновидность аэродинамической компенсации, дополнительная рулевая поверхность, расположенная на задней кромке рулей или элеронов и предназначенная для уменьшения усилий на органах управления пилотов.
Силовая установка – совокупность авиационных двигателей, систем и устройств воздушного судна, обеспечивающая создание необходимой для полёта тяги.
Система управления самолётом – совокупность элементов самолёта, обеспечивающих траекторное управление полётом.
Спойлер – (интерцептор) аэродинамический орган управления самолётом, расположенный на верхней плоскости крыла и отклоняющийся вверх под углом к набегающему потоку.
Среднеплан – моноплан со средним расположением крыла относительно фюзеляжа.
Стабилизатор – аэродинамическая поверхность, предназначенная для обеспечения продольной устойчивости и управляемости воздушного судна.
Стойка шасси – основной элемент опоры шасси.
Стрингер – продольный элемент силового набора частей воздушного судна.
Сужение крыла – отношение длины корневой хорды крыла к длине концевой хорды.
Табло – светосигнализатор для выдачи информации экипажу в виде светящейся надписи или мнемосимвола.
Трап – устройство для входа и выхода пассажиров и экипажа в воздушное судно.
Триммер – разновидность аэродинамической компенсации, дополнительная рулевая поверхность, расположенная на задней кромке руля или элерона и предназначенная для уменьшения или полного снятия усилий с органов управления пилотов.
Турбулентность – беспорядочное изменение давления, температуры воздуха, скорости и направления ветра.
Тяговооруженность самолёта – отношение суммарной тяги всех двигателей к весу самолёта.
Угол атаки самолёта – угол между продольной осью самолёта и направлением набегающего потока.
Угол стреловидности – угол между линией ¼ хорд крыла и перпендикуляром к плоскости симметрии самолета.
Угол установки крыла – угол между корневой хордой крыла и базовой осью самолёта.
Удлинение крыла – отношение квадрата размаха крыла к его площади.
Удлинение фюзеляжа – отношение длины фюзеляжа к диаметру эквивалентного круга, площадь которого равна площади миделевого сечения фюзеляжа.
Управляемость – свойство самолёта отвечать перемещениями в пространстве на управляющие действия пилота.
Устойчивость – способность воздушного судна восстанавливать режим полёта, от которого он отклонился после воздействия возмущения.
«Утка» - схема самолёта, при которой горизонтальное оперение расположено впереди крыла.
Флаперон – аэродинамический орган управления, выполняющий функции элерона и закрылков.
Флаттер – явление аэроупругости, самовозбуждающиеся автоколебания крыла, возникающие на большой скорости полёта.
Фонарь кабины экипажа – остеклённая часть фюзеляжа, предназначенная для обзора пилотов.
Фюзеляж – основная часть воздушного судна, предназначенная для размещения экипажа, пассажиров, грузов и оборудования, одновременно служащая для крепления крыла, оперения, шасси, силовой установки и т.п.
Хорда – отрезок прямой, соединяющий носовую и хвостовую точки профиля крыла.
Цапфа – часть оси или вала, опирающаяся на подшипник.
Центроплан – средняя часть крыла, присоединяемая к фюзеляжу, к которой крепятся консольные части крыла.
«Чайка» - схема крыла, при которой его корневые части имеют большую положительную V-образность, а концевые – меньшую или отрицательную.
«Чёрный ящик» - самописец, регистратор параметров полёта.
Шарнирный момент – момент аэродинамических сил, действующих на орган управления относительно его оси вращения.
Шасси - совокупность опор воздушного судна, необходимых для стоянки и передвижения на земле, для разбега при взлёте, а также пробега и торможения при посадке.
Шимми – самовозбуждающиеся автоколебания передней стойки шасси при разбеге и пробеге самолета.
Шпангоут – основной поперечный элемент силового набора фюзеляжа.
Штопор – движение самолёта по вертикальной нисходящей спирали, возникающее после потери скорости и сваливания.
Штурвал – один из органов управления самолётом, предназначенный для отклонения элеронов.
Штурвальная колонка – один из рычагов управления самолётом, предназначенный для отклонения рулей высоты.
Эжектор – устройство для перемещения жидкости или газа, действие которого основано на передаче энергии от одной среды, движущейся с большой скоростью, другой.
Элевоны – аэродинамические органы управления и балансировки самолёта, сочетающие в себе функции руля высоты и элеронов.
Элероны – аэродинамические органы управления креном самолёта.
Юз – скольжение по опорной поверхности заблокированного тормозом колеса шасси.