Музей ГА

Головной отраслевой музей истории гражданской авиации

 

Головной отраслевой музей истории гражданской авиации находится в Ульяновске неподалёку от аэропорта Ульяновск Центральный и имеет 4 зала с экспонатами, иллюстрирующими историю авиации со времён гражданской войны до наших дней. Музей находится «под крылом» Ульяновского института гражданской авиации.

История музея уходит своими корнями в 70-е годы прошлого века так как музей был создан в соответствии с приказом министра гражданской авиации № 97 от 1.06.83 года на базе экспозиции музея истории Школы высшей летной подготовки гражданской авиации.

Ульяновский институт гражданской авиации ГА является старейшим в России учебным заведением по подготовке лётного состава для гражданской авиации. Училище ведёт свою историю с 1935 года, когда в Батайске — небольшом городке близ Ростова-на-Дону — при 1-й объединенной школе пилотов и авиатехников ГВФ были организованы Курсы высшей лётной подготовки, основной целью которых была «переподготовка пилотов по самолётовождению, по приборам, по радио, ночью и в затруднительных метеорологических условиях, а также переподготовка пилотов в высший класс и на тяжёлые самолёты» (из приказа по Главному управлению ГВФ от 19.09.35 № 270). В то время первоначальная подготовка пилотов велась на самолётах Р-1, У-2, а высшую подготовку проводили на самолётах АНТ-9, АНТ-4, СБ, ПС-84.

Летом 1939 года в связи с обострением международной обстановки Батайская объединённая школа передается ВВС РККА, а КВЛП переводят в город Минеральные Воды.

В октябре 1941 года в связи с приближением линии фронта к Ростов-на-Дону КВЛП были перебазированы в Ташкент. Главной задачей КВЛП стала подготовка экипажей на самолёты Ил-2. В мае 1944 года КВЛП вернулись в Минеральные Воды, где продолжали эту работу, а с 1947 года началась подготовка экипажей ГВФ на новый самолёт Ил-12.

В том же 1947 году КВЛП были реорганизованы в Школу высшей лётной подготовки (ШВЛП), которая была перебазирована в г. Бугуруслан Оренбургской области (ныне БЛУГА), а в 1950 году — в г. Ульяновск. С 1955 года начата подготовка лётного состава на самолёты Ил-14, а в 1958 году — на самолёты с газотурбинными двигателями Ан-10 и Ил-18. В начале 60-х годов в ШВЛП начали освоение первого реактивного гражданского самолёта Ту-104.

В ноябре 1955 в Ульяновской ШВЛП стали заниматься подготовкой иностранных экипажей, когда прибыли авиационные специалисты из Восточной Германии. А с 1957 года начинается действительно массовая подготовка экипажей из ряда стран. Пилоты, бортмеханики, радисты из ГДР осваивали Ил-14, на этом же самолёте учились летать экипажи из Болгарии, Румынии, Венгрии. А когда в первый авиаотряд поступили турбовинтовые Ил-18 и Ан-10, началось обучение пилотов из Гвинеи, Мали, Ганы и других стран Азии и Африки. С 1962 по 1972 году в ШВЛП были освоены самолёты Ту-124, Ту-134, Ту-154, Ан-24.

В 1973 году за большие успехи в развитии воздушного транспорта, значительный вклад в выполнение планов по подготовке высококвалифицированных лётных кадров и освоение новой техники Ульяновская ШВЛП была награждена орденом Ленина.

В декабре 1974 года было принято решение на базе ШВЛП создать Центр совместного обучения лётного, технического и диспетчерского персонала стран-членов Совета экономической взаимопомощи. Первая очередь строительства включала учебно-лабораторный и тренажерный комплексы, гостиницу на 700 мест, во вторую очередь планировалось построить медико-санитарную часть, клубно-спортивный комплекс, бассейн и другие объекты. Строительство важнейших объектов Центра было завершено в начале 1983 года, и тогда состоялось его открытие, хотя подготовка специалистов для стран СЭВ проводилась с 1980 года. В этот период была начата подготовка лётного состава на самолёты Ил-62, Ил-76, Ил-86, Як-42. За период с 1980 по 1985 году было подготовлено более 15 тысяч авиационных специалистов, в том числе и из 40 стран мира. В 1985 году Центр, который тогда праздновал свой полувековой юбилей, был награждён орденом Дружбы народов.

В 1983 году при Центре был создан головной отраслевой музей истории гражданской авиации, в котором кроме четырёх залов, где собраны тысячи экспонатов и документов, на открытых стоянках представлены более 30 самолётов и вертолётов, в том числе первый реактивный пассажирский самолёт Ту-104 и первый сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144.


 


Рис. Экспозиция авиационной техники

 

На основе сохраненной богатейшей коллекции артефактов (модели, подлинные личные вещи, фотографии и т. д.) развернута многогранная экспозиция Музея, отражающая историю гражданской авиации.

Посетители музея начинают ознакомление с историей становления отечественной авиации и первыми этапами ее развития в первом зале музея. Вторая экспозиционная зона посвящается героическому вкладу гражданской авиации в победу нашей страны в годы отечественной войны. Третий зал посвящается периоду развитию реактивной гражданской СССР. И завершается экспозиция международным вкладом Российской гражданской авиации.

Фонды музея насчитывают тысячи единиц хранения. В здании учебно-научного комплекса развернута предметно-документальная экспозиция, которая постоянно обновляется и дополняется документально-иллюстративным материалом.

Это действительно уникальный музей - под открытым небом собраны почти все гражданские отечественные самолеты.

У истоков становления музея стояли: начальник управления учебных заведений гражданской авиации СССР Дарымов Юрий Петрович; начальник Центра ГА СЭВ Муштатов Павел Петрович, заместитель начальника Центра Дельдюжов Владимир Павлович.

Большой вклад в создание музея внесли работники Центра Герой Советского Союза Якурнов Иван Федотович, ветеран гражданской авиации Вершинкин Николай Иванович, Корнеев Владимир Митрофанович, возглавивший в 1981 году инициативную группу по созданию музея, в которую входили ветераны и молодежь.

Головной отраслевой музей истории гражданской авиации является научно-методическим, культурно-просветительским учреждением, используемым в качестве учебно-научной лаборатории, а также центром по популяризации авиационной науки и техники.

 


 


Рис. Эти люди создавали музей гражданской авиации

 

В августе 1984 г. были приняты «Положения о музее», «Положение о ремонте и реставрации авиатехники». В 1989 г. музею присвоено почетное звание «Народный музей».

Музей истории гражданской авиации является частью секции научно-технических музеев Российского комитета международного совета музеев, в качестве которого зарегистрирован 14 июня 1990 года.

На аэродроме выделен участок (17,5 га) для размещения авиационной техники, построены стационарные стоянки для самолетов и вертолетов, здание для размещения персонала, поставлено ограждение.

За время существования музея собрано более 30 единиц самолетов и вертолетов, девять из которых являются памятниками науки и техники. Отдельные экспонаты являются уникальными среди экспонатов музеев мира.

Почти все экспонаты летательных аппаратов прибыли к месту расположения музея своим ходом, это особенность экспозиции музея. В частности, выставлены как гражданские, так и военные следующие воздушные суда (самолёты и вертолёты): АК-1 (макет), Ан-2 , Ан-14 «Пчёлка», Ан-24, АНТ-4 (Г-1), Ил-14 , Ил-18, Ил-28, Ил-62, Ил-86, Ми-1, Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ту-104, Ту-114, Ту-116, Ту-124, Ту-134, Ту-144, Ту-154, У-2 (По-2), Як-12, Як-18Т, Як-40, Як-42, L-29, L-410, M-15, Миг-25.

Ощущение их былой мощи, дальних полётов. У каждого из экспонатов музея своя судьба. Каждый экспонат музея — это часть истории нашей страны, пропитанная воздушной романтикой.

Говорить о каждом из этих уникальных самолетов и вертолетов можно лишь в превосходной степени. Ведь все они были когда-то в чем-то первыми и не только в нашем Отечестве, но и в мире!

Прибытие или доставка в фюзеляже Ил-76 очередного экспоната были праздником для всего коллектива Центра ГА СЭВ.


 


Рис. Участники перевозки обломков самолета АНТ-4 из Игарки в Выборг

 

Вся эта техника была передана музею после завершения ее лётного ресурса, часть найдена поисковыми группами, энтузиастами по всей стране и воссоздана заново энтузиастами – любителями авиации.

По всей стране поисковыми группами, энтузиастами разыскивались авиационные раритеты. Одни самолеты, находившиеся на хранении, еще можно было поднять в воздух, другие были уже не в состоянии долететь до музея, третьи вообще лежали вверх шасси где-то на склоне гор…

Прибытие или доставка в фюзеляже Ил-76 очередного экспоната были праздником для всего коллектива Центра ГА СЭВ.

Воздушные суда и сейчас стоят, в основном, в той же очередности, в которой когда-то прибывали. Например, один из первенцев коллекции – небольшой самолетик сельхозавиации М-15. В мире сохранилось всего два экземпляра самолета М-15. Один из них в Ульяновском, другой в Монинском музее ВВС.

Рядом с ним красавцы-лайнеры: «Туполевы», «Ильюшины», «Антоновы».

Обзор экспозиции музея лучше всего начинать с первого советского пассажирского самолёта АК-1.


 


Рис. Макет самолета АК-1 бережно сохраняется под крышей павильона

 

Самолёт был построен в единственном экземпляре в ноябре 1923 года на средства, внесённые латышскими стрелками в фонд строительства советского воздушного флота.

В музее представлена реплика самолёта, изготовленная в 1986 году в Троицком авиационно-техническом училище гражданской авиации.

Еще один заслуженный ветеран, созданный в Егорьевском авиационно-техническом училище гражданской авиации представлен в экспозиции музея – это «самолет-легенда» У-2 (По-2).

Этот всемирно известный классический самолет первоначального обучения и многих других видов применения имеет очень богатую историю.

Интересна также история представленного в экспозиции музея представлен восстановленный по реальным чертежам экземпляр этого самолета, который даже был использован Мосфильмом на съёмках кинофильма.


 


Рис. Самолет-ветеран У-2

 

А это еще одна гордость музея — первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144. Первый полёт Ту-144 состоялся 31 декабря 1968 года, то есть на два месяца раньше «Конкорда». Ту-144 эксплуатировался как пассажирский самолет с ноября 1977 на маршруте Москва — Алма-Ата.

Из 16 выпущенных Ту-144 всего два самолёта занимались перевозками пассажиров на регулярных трассах Москва — Алма-Ата - это стосорокчетвёртые под номерами 77109 и 77110, причём сохранился только один из них, он и выставлен в экспозиции музея.

Также этот борт летал на международный авиасалон в Ле-Бурже в 1977 году. В настоящий момент является наиболее комплектным из всех сохранившихся Ту-144.


 


Рис. Все причастные к перегонке самолета из Жуковского в Ульяновск

 

В авиамузее находится еще один экспонат с бортовым номером СССР-42322, который совершил свой «крайний» полет из своих собратьев по типу ВС - это первый реактивный пассажирский самолет Ту-104. Первый полет испытательный полет на самолете Ту-104 в 1955 году совершил уроженец Симбирского края, летчик-испытатель, Герой Советского Союза Ю.А. Алашеев. Самолеты этого типа эксплуатировались в гражданской авиации до 1979 года,

Музейный борт поднялся в воздух 11 ноября 1986 года, когда одна из сохранившихся в летном состоянии машин перегонялась на стоянку в Ульяновский музей гражданской авиации.

 


 


Рис. Первый реактивный

 

Рядом с межконтинентальным лайнером Ту-114, на котором Хрущев Н.С. летал в Америку, в музейной экспозиции расположился его предшественник Ту-116.


 


Рис. Уникальный самолета Ту-116

 

Это один из двух экземпляров самолета, переоборудованного специально для правительственных делегаций в летающий салон из серийного стратегического бомбардировщика Ту-95.

Сейчас единственный из двух переоборудованных Ту-116 находится в Музее гражданской авиации в Ульяновске. 

Жемчужиной музея является АНТ-4 – первый в мире серийный цельнометаллический тяжёлый двухмоторный моноплан. Этот самолет является памятником науки и техники.

Об этом музейном экспонате следует поговорить особо.

В 80-х годах прошлого века на острове Диксон был обнаружен  АНТ-4, потерпевший аварию в 40-х годах (разрушилась стойка шасси). Летом 1983 года газетой «Воздушный транспорт» была снаряжена экспедиция для поиска АНТ-4. 27 августа 1983 года АНТ-4 подняли в воздух на внешней подвеске вертолета Ми-6 Норильского объединенного авиаотряда и доставлен в Игарку.


 


Рис. Так выглядели обломки самолета АНТ-4 в Игарке

 

Из Игарки двигатели и кабину самолета с частью крыла и фюзеляжа экспедиция музея гражданской авиации на грузовом самолете Ил-76Т Центра ГА СЭВ доставила в Пулково и далее в Выборг.

 


 


Рис. Выгрузка обломков самолета АНТ-4 в Пулково

 

Группой специалистов и курсантов Выборгского авиационно-технического училища самолет был полностью восстановлен и на барже отправлен в Ульяновск.

После этого АНТ-4 с бортовым номером СССР-Н317 стал экспонатом музея гражданской авиации в г. Ульяновске, где бережно хранится и сегодня.

Одним словом, легендарный самолёт и гордость музея.

 


 


Рис. Вот он - красавец АНТ-4

 

Выставочный фонд музея впечатляет. Здесь представлены самолеты и вертолеты гражданской авиации, авиадвигатели и другое оборудование воздушных судов, макеты самолетов, авиационные тренажеры и большое количество уникальных исторических документов, связанных с историей гражданской авиации.

Можно добавить, что музей периодически проводит «дни открытых дверей», когда открываются двери воздушных судов, и можно заглянуть в пассажирские салоны и даже посидеть за штурвалом самолета. А самое главное, почувствовать и окунуться в удивительный мир авиации и любящих ее людей – подвижников, верящих в великое будущее авиации России.

Большинство посетителей выходят с чувством благодарности к людям собравшим эту уникальную коллекцию.

В.М. Корнеев

04.10.2016 г