Евстигнеев Кирилл Алексеевич (р

Е

Евстигнеев Кирилл Алексеевич (р. 1917) — советский лётчик, генерал-майор авиации (1966), дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). В Советской Армии с 1938. Окончил Бийскую военную школу пилотов (1941), высшие лётно-тактические курсы (1949), Военно-воздушную академию (1955; ныне имени Ю. А. Гагарина), Военную академию Генштаба Вооруженных сил СССР (1960). Участник Великой Отечественной войны. В ходе войны был лётчиком-истребителем, командиром звена, командиром эскадрильи, заместителем командира истребительного авиаполка. Совершил около 300 боевых вылетов, сбил лично 53 и в составе группы 3 самолёта противника. После войны на командных и штабных должностях в Военно-воздушных силах. Награждён орденом Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 3-й степени, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды, медалями, а также иностранными орденами. Бронзовый бюст в селе Хохлы Шумихинского района Курганской области. Портрет смотри на стр. 226.

Соч.: Крылатая гвардия, М., 1982.

Лит.: Первая награда, в кн.: Золотые звезды Курганцев, Челябинск, 1975.

К. А. Евстигнеев.

Егер Сергей Михайлович (1914—1987) — советский авиаконструктор и учёный в области самолётостроения, член-корреспондент АН СССР (1984), профессор (1966), доктор технических наук (1963), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1974), Герой Социалистического Труда (1972). После окончания Московского авиационного института (1936) работал в авиационной промышленности (до 1975). Возглавлял отдел технического проектирования ОКБ А. Н. Туполева, был главным конструктором и заместителем генерального конструктора; будучи необоснованно репрессированным, в 1938—1941 находился в заключении и работал в бригаде Туполева в ЦКБ-29 НКВД. При участии Е. создано более 70 самолётов, многие из которых строились серийно (Ту-2, Ту-14, Ту-16, Ту-104, Ту-124, Ту-134, Ту-154 и др.). С 1975 заведующий кафедрой Московского авиационного института. Автор более 100 научных трудов по проектированию и конструированию самолётов. Ленинская премия (1958), Государственная премия СССР (1949, 1952, 1986). Награждён 3 орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Отечественной, войны 1-й и 2-й степени, Трудового Красного Знамени, медалями.

Соч.: Проектирование самолетов, 3 изд., М., 1983; Основы автоматизированного проектирования самолетов, М., 198В (обе совместно с другими).

С. М. Егер.

Екатов Аркадий Никифорович (1897—1941) — советский лётчик-испытатель. Окончил Московскую лётную школу (1915). Как военный лётчик участвовал в Первой мировой и Гражданской войнах. С 1920 на испытательной работе. Работал на заводе №1 имени Авиахима. Испытывал самолёты: Р-1, Р-2, И-15 И-16, И-153 Н. Н. Поликарпова, МиГ-1, МиГ-3. Участник перелёта Москва—Пекин на самолёте Р-2 (1925). Погиб при испытаниях опытного самолёта МиГ-3. Награждён орденами Красного Знамени, Красной Звезды, 2 иностранными орденами

А. Н. Екатов.

Елян Эдуард Ваганович (р. 1926) — советский лётчик-испытатель, полковник, заслуженный лётчик-испытатель СССР (1967), Герой Советского Союза (1971). Окончил Борисоглебское военное авиационное училище лётчиков имени В. П. Чкалова (1948), школу лётчиков-испытателей (1953), Московский авиационный институт (1960). С 1953 на испытательной работе. Участвовал в доводке опытных самолётов конструкции О. К. Антонова, С. В. Ильюшина, А. И. Микояна, П. О. Сухого, А. Н. Туполева, А. С. Яковлева, в лётных испытаниях двигательных установок, испытывал первый отечественный высотный скафандр СИ-1. Проводил исследовательские полёты на специальных и критических режимах, заводские и государственные испытания первого в мире сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144. Летал на самолётах и вертолётах свыше 90 типов. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды, медалями.

Э. В. Елян.

Ер-2 (ДБ-240) — дальний ночной бомбардировщик, созданный под руководством В. Г. Ермолаева. Разработан в 1940 на базе двухдвигательного экспериментального самолёта “Сталь-7” конструкции Р. Л. Бартина (перекомпоновка под бомбардировщик, замена смешанной конструкции на цельнометаллическую и т. д.). Первая серия (128 экземпляров) была выпущена с поршневым двигателем М-105 мощнностью 809 кВт, а вариант с увеличенной дальностью полёта (около 300 экземпляров) с дизелями АЧ-30Б мощностью 1100 кВт. Основные данные Ер-2 этой серии: длина 16,4 м, размах крыла (типа “обратная чайка”) 23 м, площадь крыла 73,1 м2; вооружение — 2 пулемёта УБ и пушка ШВАК. Бомбовая нагрузка до 5 т; взлётная масса 14,85 т (в перегрузочном варианте 18,58 т), скорость 420 км/ч, потолок 7700 м, дальность полёта 5000 км с 1 т бомб, экипаж 5 человек. Применялся в годы Великой Отечественной войны, в том числе в налётах на Берлин. См. рис. в табл. XVII.

Ермолаев Владимир Григорьевич (1909—1944) — советский авиаконструктор, генерал-майор инженерно-авиационной службы (1944). Окончил Московский государственный университет (1931). Работал ведущим инженером по строительству самолёта “Сталь-7”. С 1939 главный конструктор. На базе пассажирского самолёта “Сталь-7” под его руководством создан дальний бомбардировщик Ер-2 (ДБ-240), применявшийся в Великую Отечественную войну. Награждён орденом Суворова 2-й степени, медалью.

В. Г. Ермолаев.

Ефимов Александр Николаевич (р. 1923) — советский военачальник, маршал авиации (1975), кандидат военных наук (1966), заслуженный военный лётчик СССР (1970), дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). Окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу (1942), Военно-воздушную академию (1951; ныне имени Ю. А. Гагарина), Высшую военную академию (1957; позже Военную академия Генштаба Вооруженных Сил СССР). Участник Великой Отечественной войны. В ходе войны был лётчиком-штурмовиком, командиром звена, командиром эскадрильи, штурманом штурмового авиаполка. Совершил 222 боевых вылета. После войны на ответственных должностях в Военно-воздушных силах. С 1969 1-й заместитель главнокомандующего Военно-воздушных сил, в 1984—1990 главнокомандующий Военно-воздушных сил — заместитель министра обороны СССР, с 1990 — председатель Комиссии по использованию воздушного пространства СССР при Совете Министров. Депутат Верховного Совета СССР в 1946—1950 и в 1974—1989. Награждён 3 орденами Ленина, 5 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, 2 орденами Отечественной, войны 1-й степени, орденами Красной Звезды, “За службу Родине в Вооружённых Силах СССР 3-й степени, медалями, а также иностранными орденами. Бронзовый бюст в г. Миллерово Ростовской области.

Соч.: Над полем боя, 2 изд., М., 1980; Советские Военно-Воздушные силы, М., 1987.

Лит.: Игошев И., В строю крылатых, в кн.: Люди бессмертного подвига, 4 изд., кн. 1, М., 1975.

А. Н. Ефимов.

Ефимов Михаил Никифорович (1881—1919) — первый русский лётчик. В 1909 самостоятельно научился летать на планёре. Окончил лётную школу А. Фармана во Франции. 2(15) февраля 1910 аэроклуб Франции вручил Е. — первому русскому, обучавшемуся во Франции, — диплом пилота-авиатора (№31). 8(21) марта 1910 совершил в Одессе первые в России публичные полёты. В 1910 на международных соревнованиях в Ницце, Руане и Реймсе установил ряд авиационных рекордов; на 1-м Всероссийском празднике воздухоплавания в Петербурге занял 1-е место; совершил первые ночные полёты (одновременно с Л. М. Мациевичем). В последующие годы Е. работал старшим лётчиком-инструктором в Севастопольской военной авиационной школе (Кача). Впервые осуществил виражи, пикирование и планирование с выключенным двигателем; занимался изобретательской и конструкторской деятельностью. Участвовал в 1-й мировой войне (с апреля 1915) в качестве лётчика-охотника (добровольца). После Октябрьской революции 1917 перешёл на сторону Советской власти. В августе 1919 при неожиданном захвате части Одессы белогвардейским десантом Е. был расстрелян. Его именем называется одна из малых планет.

Лит.: Рудник В. А., Соперники орлов, М., 1981.

М. Н. Ефимов.

Ефремов Василий Сергеевич (р. 1915) — советский лётчик, полковник, дважды Герой Советского Союза (дважды 1943). В Советской Армии с 1934. Окончил военную авиационную школу лётчиков (1937), Военно-воздушную академию (1949; ныне имени Ю. А. Гагарина). Участник советско-финляндской и Великой Отечественной войн. В ходе войны был командиром звена, командиром эскадрильи бомбардировочного авиаполка. Совершил 340 боевых вылетов, экипаж его бомбардировщика уничтожил 32 самолёта противника на аэродромах и 4 в воздушных боях. После войны заместитель командующего авиаполка, инструктор в авиационном училище, лётчик-испытатель. Награждён 2 орденами Ленина, орденом Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, медалями. Бронзовый бюст в Волгограде.

Соч.: Эскадрильи летят за горизонт, Волгоград, 1978,

Лит.: Ковалев В., Потомственный волжанин, в кн.: Люди бессмертного подвига, 4 изд., кн. 1. М., 1975.

В. С. Ефремов.