Ю

Юмашев Андрей Борисович (1902—1988) — советский лётчик-испытатель, генерал-майор авиации (1943), Герой Советского Союза (1937). С 1918 в Советской Армии. Окончил Егорьевскую (1923), Борисоглебскую и Серпуховскую лётные школы (1924). С 1927 лётчик-испытатель; совершил рекордные полёты на высоту с грузом в 5,10 и 12 т (1936). В 1937 совместно с ММГромовым и САДанилиным совершил перелёт Москва — Северный полюс — Сан-Джасинто (США). В 1940—41 заместитель начальника ЛИИ. Участник Великой Отечественной войны. В ходе войны был командиром авиаполка, командиром авиакорпуса, заместителем командующего воздушными армиями. С 1944 начальник управления истребительной авиации, Главного управления боевой подготовки ВВС, с 1946 в запасе. Ю. присуждена медаль де Лаво (ФАИ). Депутат ВС СССР 1937—46. Награждён 2 орденами Ленина, 5 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, медалями.

А. Б. Юмашев.

“Юнайтед Экспресс” (United Express) — авиакомпания США. Осуществляет перевозки на местных авиалиниях тихоокеанских районов США. Известна также под названием “Уэстэр коммьютер эрлайнс” (WestAir Commuter Airlines, WestAir Holding). Основана в 1972. После слияния с авиакомпанией “Голден игл эрлайнс” получила название “Уэстерн эрлайнс”, современное название с 1986. В 1989 перевезла 2,4 млн. пассажиров. Авиационный парк — 90 самолётов.

“Юнайтед Эрлайнс” (United Airlines) — авиакомпания США, одна из крупнейших в мире. Осуществляет перевозки внутри страны и в страны Западной Европы и Азии, а также в Канаду, Мексику, Австралию, Японию. Основана в 1931. В конце 80-х гг. в её состав вошли несколько мелких авиакомпаний, а также тихоокеанское отделение авиакомпании “Пан Ам”. В 1989 перевезла 54,8 млн. пассажиров, пассажирооборот 112,07 млрд. п.-км. Авиационный парк — 429 самолётов.

Юнкерс (Junkers) Гуго (1859—1935) — немецкий авиаконструктор и промышленник. Учился в высших технических школах Берлина, Карлсруэ и Ахена (до 1883), специализируясь по теплотехнике. В 1888 был привлечён к работам по ПД, результатом которых в 1892 стал первый газовый ПД с п{{á}}рами противодвижущихся поршней в общих цилиндрах. Эти исследования были продолжены в его лаборатории и на его первой двигателестроительной фирме (основана в 1913), объединённой впоследствии с заводом газовой аппаратуры в Дессау (пущен в 1895). В 1897—1912 — профессор Высшего технического училища в Ахене. В 1909 занялся проблемами авиации и уже в 1910 получил патент на самолёт с толстым крылом, вмещающим двигатели, грузы и экипаж. Позднее построил аэродинамическую трубу (1913). В 1-ю мировую войну под руководством Ю. созданы первый в мире цельнометаллический (с обшивкой из листового железа) моноплан со свободнонесущим крылом (рис. в табл. V) и ряд боевых самолётов, в том числе бронированный штурмовик-биплан. Основанная в 1917 совместно с АФоккером самолётостроительная фирма в Дессау перешла к Ю. в 1919. Здесь выпускались в основном транспортные самолёты, из которых наиболее известны: низкоплан F 13 (1919, использовался на первых советских авиалиниях, см. рис. в табл. XIV), G38 с четырьмя ПД на 34 пассажира с кабинами в фюзеляже и в крыле (1929, см. рис. в табл. XIV), Ju52/3m на 15 мест (1931), широко применявшийся многими авиакомпаниями. В 1933 Ю. был отстранён властями от руководства своими фирмами.

Г. Юнкерс.

Юнкерс” (Junkers) — сокращённое название авиационных фирм Германии, основанных ГЮнкерсом или образованных при последующих реорганизациях. Исходными являются фирмы в г. Дессау: самолётостроительная “Ю.-Фоккер” (Junkers-Fokker AG), основанная в 1917 совместно с АФоккером и переименованная в 1919 в “Ю. флюгцойгверк” (Junkers-Flugzeugwerk AG), и двигателестроительная “Ю. моторенбау” (Junkers-Motorenbau GmbH; Jumo), основана в 1923. В 1-ю мировую войну фирма “Ю.” поставила 210 боевых самолётов, после войны выпускала в основном транспортные самолёты, из которых наибольшим успехом пользовались F13 и Ju52/3m (выпущено 4835 с учётом последующих военных вариантов). В 20-х гг. производство самолётов фирмы “Ю.” было организовано в СССР и Швеции. В 1934 фирмы “Ю.” перешли под контроль государства и в 1936 были преобразованы в объединённую фирму “Ю.” (Junkers-Flugzeug und Motorenwerke AG), ставшую к 1944 крупнейшей авиационной фирмой Германии и выпускавшую большими сериями авиадвигатели и военные самолёты, широко применявшиеся во 2-й мировой войне, в том числе военно-транспортный самолёт и бомбардировщик Ju86, пикирующий бомбардировщик Ju87 (построено свыше 5700, см. рис. в табл. XXI), бомбардировщик (и тяжёлый истребитель) Ju88 (свыше 16000, см. рис. в табл. XXI) и многоцелевые самолёты на его основе Ju188 и Ju388. В 1944 создан опытный бомбардировщик Ju287 с четырьмя ТРД и крылом обратной стреловидности. ТРД серии Jumo-004 (выпущено свыше 5000) применялись также на реактивных самолётах других германских фирм. Сохранившиеся после 1945 предприятия “Ю.” вошли в состав фирмы “Мессершмитт-Бёльков-Блом”. Основные данные некоторых самолётов фирмы приведены в табл. на стр. 677.

ЮЯШилов.

“Ю Пи. Эс.” (UPS, United Parcel Service Company) — авиакомпания США. Специализируется на перевозках почтовых грузов и посылок внутри страны, а также в страны Западной Европы и Японию. Основана в 1929, просуществовала до 1931, возобновила свою деятельность в 1953. В 1989 объём грузовых перевозок составил 2,09 млрд. т-км. Авиационный парк — 356 грузовых самолётов.

Юрьев Борис Николаевич (1889—1957) — советский учёный в области аэродинамики и вертолётостроения, академик АН СССР (1943), генерал-лейтенант инженерно-технической службы (1944), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1940). Ученик НЕЖуковского. Окончил МВТУ (1919). Участвовал в организации ЦАГИ, ВВИА, МАИ (преподавал в 1930—40). В 1944—50 председатель Комиссии по истории техники АН СССР, с 1950 заведующий лабораторией прикладной аэродинамики в Институте механики АН СССР. Основные труды в области экспериментальной аэродинамики, теории воздушного винта, теории и конструирования вертолётов, истории авиационной техники. В 1911 опубликовал ставшую классической схему одновинтового вертолёта с автоматом перекоса несущего винта и рулевым винтом, а в 1912 построил модель вертолёта в натуральную величину (рис. в табл. V) и получил золотую медаль на 2-й Международной выставке в Москве по воздухоплаванию “За прекрасную теоретическую разработку проекта геликоптера и его конструктивное осуществление”. В 1925 организовал в ЦАГИ группу для экспериментальных работ по вертолётостроению и принимал участие в проектировании первого отечественного вертолёта ЦАГИ 1-ЭА. В 1941 совместно с ИПБратухиным построил 2-винтовой вертолёт “Омега”. Государственная премия СССР (1943, 1946). Награждён 2 орденами Ленина, орденами Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями. Портрет см. на стр. 677.

Соч.: Избр. труды, т. 1—2, М., 1961.

Лит.: Стражева И. В., Буева М. В., Б. Н. Юрьев, М., 1980.

Б. Н. Юрьев.

ЮТА” (UTA, Union de Transports A{{é}}riens) — авиакомпания Франции. Осуществляет перевозки в страны Европы, Ближнего и Среднего Востока, тихоокеанского региона, а также в США и Японию. Основана в 1963. В 1989 перевезла 0,9 млн. пассажиров, пассажирооборот 5,61 млрд. п.-км. Авиационный парк — 13 самолётов.

“Ю. Эс. Эр” (USAir) — авиакомпания США, одна из крупнейших в мире. Осуществляет перевозки в Северной Америке и в страны Западной Европы. Основана в 1937, до 1979 называлась “Эллегни эрлайнс”. С 1987 в её состав входит авиакомпания “Пидмонт авиэйшен” (Piedmont Aviation, основана в США в 1940). В 1989 перевезла 61,3 млн. пассажиров, пассажирооборот 54,56 млрд. п.-км. Авиационный парк — 441 самолёт.

Ююкин Михаил Анисимович (1911—1939) — советский лётчик, батальонный комиссар. Окончил Сталинградскую военную авиационную школу (1936). Служил в частях ВВС военкомом эскадрильи, затем бомбардировочного авиаполка. 5 августа 1939 во время боёв в районе р. Халхин-Гол его бомбардировщик загорелся от разрыва вражеского снаряда. После того как сорвать пламя скольжением не удалось, Ю. направил свой самолёт СБ на японскую огневую точку. Это был первый в истории авиации таран наземной цели. Награждён орденом Ленина (посмертно). На родине Ю. в селе Гнилуши Воронежской области установлен бюст героя.