Юмашев Андрей Борисович (1902—1988) — советский
лётчик-испытатель, генерал-майор авиации (1943), Герой Советского Союза (1937).
С 1918 в Советской Армии. Окончил Егорьевскую (1923), Борисоглебскую и
Серпуховскую лётные школы (1924). С 1927 лётчик-испытатель; совершил
рекордные полёты на высоту с грузом в 5,10 и 12 т (1936).
В 1937 совместно с М. М. Громовым и С. А. Данилиным
совершил перелёт Москва — Северный полюс — Сан-Джасинто (США).
В 1940—41 заместитель начальника ЛИИ. Участник Великой Отечественной
войны. В ходе войны был командиром авиаполка, командиром авиакорпуса,
заместителем командующего воздушными армиями. С 1944 начальник управления
истребительной авиации, Главного управления боевой подготовки ВВС, с 1946 в
запасе. Ю. присуждена медаль де Лаво (ФАИ). Депутат ВС СССР
1937—46. Награждён 2 орденами Ленина, 5 орденами Красного Знамени,
орденом Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, медалями.
А. Б. Юмашев.
“Юнайтед Экспресс” (United
Express) — авиакомпания США. Осуществляет перевозки на местных авиалиниях
тихоокеанских районов США. Известна также под названием “Уэстэр коммьютер
эрлайнс” (WestAir Commuter Airlines, WestAir Holding). Основана в 1972. После
слияния с авиакомпанией “Голден игл эрлайнс” получила название “Уэстерн
эрлайнс”, современное название с 1986. В 1989 перевезла
2,4 млн. пассажиров. Авиационный парк — 90 самолётов.
“Юнайтед Эрлайнс” (United
Airlines) — авиакомпания США, одна из крупнейших в мире. Осуществляет
перевозки внутри страны и в страны Западной Европы и Азии, а также в Канаду,
Мексику, Австралию, Японию. Основана в 1931. В конце 80-х гг. в её
состав вошли несколько мелких авиакомпаний, а также тихоокеанское отделение
авиакомпании “Пан Ам”. В 1989 перевезла
54,8 млн. пассажиров, пассажирооборот
112,07 млрд. п.-км. Авиационный парк — 429 самолётов.
Юнкерс (Junkers) Гуго
(1859—1935) — немецкий авиаконструктор и промышленник. Учился в высших
технических школах Берлина, Карлсруэ и Ахена (до 1883), специализируясь по
теплотехнике. В 1888 был привлечён к работам по ПД, результатом которых в
1892 стал первый газовый ПД с п{{á}}рами противодвижущихся поршней в общих
цилиндрах. Эти исследования были продолжены в его лаборатории и на его первой
двигателестроительной фирме (основана в 1913), объединённой впоследствии с
заводом газовой аппаратуры в Дессау (пущен в 1895). В 1897—1912 —
профессор Высшего технического училища в Ахене. В 1909 занялся проблемами
авиации и уже в 1910 получил патент на самолёт с толстым крылом, вмещающим двигатели,
грузы и экипаж. Позднее построил аэродинамическую трубу (1913).
В 1-ю мировую войну под руководством Ю. созданы первый в мире
цельнометаллический (с обшивкой из листового железа) моноплан со
свободнонесущим крылом (рис. в табл. V)
и ряд боевых самолётов, в том числе бронированный штурмовик-биплан. Основанная
в 1917 совместно с А. Фоккером самолётостроительная фирма в
Дессау перешла к Ю. в 1919. Здесь выпускались в основном транспортные
самолёты, из которых наиболее известны: низкоплан F 13 (1919, использовался
на первых советских авиалиниях, см. рис. в
табл. XIV), G38 с четырьмя ПД на 34 пассажира с кабинами в
фюзеляже и в крыле (1929, см. рис. в
табл. XIV), Ju52/3m на 15 мест (1931), широко применявшийся
многими авиакомпаниями. В 1933 Ю. был отстранён властями от
руководства своими фирмами.
Г. Юнкерс.
“Юнкерс” (Junkers) — сокращённое название
авиационных фирм Германии, основанных Г. Юнкерсом или
образованных при последующих реорганизациях. Исходными являются фирмы в
г. Дессау: самолётостроительная “Ю.-Фоккер” (Junkers-Fokker AG),
основанная в 1917 совместно с А. Фоккером и переименованная
в 1919 в “Ю. флюгцойгверк” (Junkers-Flugzeugwerk AG), и
двигателестроительная “Ю. моторенбау” (Junkers-Motorenbau GmbH; Jumo),
основана в 1923. В 1-ю мировую войну фирма “Ю.” поставила
210 боевых самолётов, после войны выпускала в основном транспортные
самолёты, из которых наибольшим успехом пользовались F13 и Ju52/3m
(выпущено 4835 с учётом последующих военных вариантов).
В 20-х гг. производство самолётов фирмы “Ю.” было организовано
в СССР и Швеции. В 1934 фирмы “Ю.” перешли под контроль государства
и в 1936 были преобразованы в объединённую фирму “Ю.” (Junkers-Flugzeug
und Motorenwerke AG), ставшую к 1944 крупнейшей авиационной фирмой Германии и
выпускавшую большими сериями авиадвигатели и военные самолёты, широко
применявшиеся во 2-й мировой войне, в том числе военно-транспортный
самолёт и бомбардировщик Ju86, пикирующий бомбардировщик Ju87 (построено
свыше 5700, см. рис. в табл. XXI),
бомбардировщик (и тяжёлый истребитель) Ju88 (свыше 16000, см. рис. в табл. XXI) и многоцелевые
самолёты на его основе Ju188 и Ju388. В 1944 создан опытный бомбардировщик
Ju287 с четырьмя ТРД и крылом обратной стреловидности. ТРД серии Jumo-004
(выпущено свыше 5000) применялись также на реактивных самолётах других
германских фирм. Сохранившиеся после 1945 предприятия “Ю.” вошли в
состав фирмы “Мессершмитт-Бёльков-Блом”. Основные
данные некоторых самолётов фирмы приведены в табл. на стр. 677.
Ю. Я. Шилов.
“Ю Пи. Эс.” (UPS, United Parcel Service Company) — авиакомпания США. Специализируется на
перевозках почтовых грузов и посылок внутри страны, а также в страны Западной
Европы и Японию. Основана в 1929, просуществовала до 1931, возобновила свою
деятельность в 1953. В 1989 объём грузовых перевозок составил
2,09 млрд. т-км. Авиационный парк — 356 грузовых самолётов.
Юрьев Борис Николаевич
(1889—1957) — советский учёный в области аэродинамики и вертолётостроения,
академик АН СССР (1943), генерал-лейтенант инженерно-технической службы (1944),
заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1940). Ученик Н. Е. Жуковского.
Окончил МВТУ (1919). Участвовал в организации ЦАГИ, ВВИА, МАИ (преподавал в
1930—40). В 1944—50 председатель Комиссии по истории техники АН СССР, с
1950 заведующий лабораторией прикладной аэродинамики в Институте механики АН
СССР. Основные труды в области экспериментальной аэродинамики, теории
воздушного винта, теории и конструирования вертолётов, истории авиационной
техники. В 1911 опубликовал ставшую классической схему одновинтового
вертолёта с автоматом перекоса несущего винта и рулевым винтом, а
в 1912 построил модель вертолёта в натуральную величину (рис. в табл. V) и получил золотую медаль
на 2-й Международной выставке в Москве по воздухоплаванию “За прекрасную
теоретическую разработку проекта геликоптера и его конструктивное
осуществление”. В 1925 организовал в ЦАГИ группу для экспериментальных
работ по вертолётостроению и принимал участие в проектировании первого
отечественного вертолёта ЦАГИ 1-ЭА. В 1941 совместно с И. П. Братухиным
построил 2-винтовой вертолёт “Омега”. Государственная премия СССР (1943, 1946).
Награждён 2 орденами Ленина, орденами Отечественной войны
1-й степени, Красной Звезды, медалями. Портрет
см. на стр. 677.
Соч.: Избр. труды, т. 1—2,
М., 1961.
Лит.: Стражева И. В.,
Буева М. В., Б. Н. Юрьев,
М., 1980.
Б. Н. Юрьев.
“ЮТА” (UTA, Union de Transports A{{é}}riens) —
авиакомпания Франции. Осуществляет
перевозки в страны Европы, Ближнего и Среднего Востока, тихоокеанского региона,
а также в США и Японию. Основана в 1963. В 1989 перевезла 0,9 млн. пассажиров,
пассажирооборот 5,61 млрд. п.-км. Авиационный парк —
13 самолётов.
“Ю. Эс. Эр”
(USAir) — авиакомпания США, одна из крупнейших в мире. Осуществляет
перевозки в Северной Америке и в страны Западной Европы. Основана в 1937, до
1979 называлась “Эллегни эрлайнс”. С 1987 в её состав входит авиакомпания
“Пидмонт авиэйшен” (Piedmont Aviation, основана в США в 1940). В 1989
перевезла 61,3 млн. пассажиров, пассажирооборот
54,56 млрд. п.-км. Авиационный парк — 441 самолёт.
Ююкин Михаил Анисимович (1911—1939) — советский
лётчик, батальонный комиссар. Окончил Сталинградскую военную авиационную школу
(1936). Служил в частях ВВС военкомом эскадрильи, затем бомбардировочного
авиаполка. 5 августа 1939 во время боёв в районе р. Халхин-Гол его бомбардировщик
загорелся от разрыва вражеского снаряда. После того как сорвать пламя
скольжением не удалось, Ю. направил свой самолёт СБ на японскую
огневую точку. Это был первый в истории авиации таран наземной цели. Награждён
орденом Ленина (посмертно). На родине Ю. в селе Гнилуши Воронежской
области установлен бюст героя.