Юмашев Андрей Борисович (1902—1988) — советский лётчик-испытатель, генерал-майор авиации (1943), Герой Советского Союза (1937). С 1918 в Советской Армии. Окончил Егорьевскую (1923), Борисоглебскую и Серпуховскую лётные школы (1924). С 1927 лётчик-испытатель; совершил рекордные полёты на высоту с грузом в 5,10 и 12 т (1936). В 1937 совместно с ММГромовым и САДанилиным совершил перелёт Москва — Северный полюс — Сан-Джасинто (США). В 1940—41 заместитель начальника ЛИИ. Участник Великой Отечественной войны. В ходе войны был командиром авиаполка, командиром авиакорпуса, заместителем командующего воздушными армиями. С 1944 начальник управления истребительной авиации, Главного управления боевой подготовки ВВС, с 1946 в запасе. Ю. присуждена медаль де Лаво (ФАИ). Депутат ВС СССР 1937—46. Награждён 2 орденами Ленина, 5 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, медалями.

А. Б. Юмашев.

“Юнайтед Экспресс” (United Express) — авиакомпания США. Осуществляет перевозки на местных авиалиниях тихоокеанских районов США. Известна также под названием “Уэстэр коммьютер эрлайнс” (WestAir Commuter Airlines, WestAir Holding). Основана в 1972. После слияния с авиакомпанией “Голден игл эрлайнс” получила название “Уэстерн эрлайнс”, современное название с 1986. В 1989 перевезла 2,4 млн. пассажиров. Авиационный парк — 90 самолётов.

“Юнайтед Эрлайнс” (United Airlines) — авиакомпания США, одна из крупнейших в мире. Осуществляет перевозки внутри страны и в страны Западной Европы и Азии, а также в Канаду, Мексику, Австралию, Японию. Основана в 1931. В конце 80-х гг. в её состав вошли несколько мелких авиакомпаний, а также тихоокеанское отделение авиакомпании “Пан Ам”. В 1989 перевезла 54,8 млн. пассажиров, пассажирооборот 112,07 млрд. п.-км. Авиационный парк — 429 самолётов.

Юнкерс (Junkers) Гуго (1859—1935) — немецкий авиаконструктор и промышленник. Учился в высших технических школах Берлина, Карлсруэ и Ахена (до 1883), специализируясь по теплотехнике. В 1888 был привлечён к работам по ПД, результатом которых в 1892 стал первый газовый ПД с п{{á}}рами противодвижущихся поршней в общих цилиндрах. Эти исследования были продолжены в его лаборатории и на его первой двигателестроительной фирме (основана в 1913), объединённой впоследствии с заводом газовой аппаратуры в Дессау (пущен в 1895). В 1897—1912 — профессор Высшего технического училища в Ахене. В 1909 занялся проблемами авиации и уже в 1910 получил патент на самолёт с толстым крылом, вмещающим двигатели, грузы и экипаж. Позднее построил аэродинамическую трубу (1913). В 1-ю мировую войну под руководством Ю. созданы первый в мире цельнометаллический (с обшивкой из листового железа) моноплан со свободнонесущим крылом (рис. в табл. V) и ряд боевых самолётов, в том числе бронированный штурмовик-биплан. Основанная в 1917 совместно с АФоккером самолётостроительная фирма в Дессау перешла к Ю. в 1919. Здесь выпускались в основном транспортные самолёты, из которых наиболее известны: низкоплан 13 (1919, использовался на первых советских авиалиниях, см. рис. в табл. XIV), G38 с четырьмя ПД на 34 пассажира с кабинами в фюзеляже и в крыле (1929, см. рис. в табл. XIV), Ju52/3m на 15 мест (1931), широко применявшийся многими авиакомпаниями. В 1933 Ю. был отстранён властями от руководства своими фирмами.

Г. Юнкерс.

Юнкерс” (Junkers) — сокращённое название авиационных фирм Германии, основанных ГЮнкерсом или образованных при последующих реорганизациях. Исходными являются фирмы в г. Дессау: самолётостроительная “Ю.-Фоккер” (Junkers-Fokker AG), основанная в 1917 совместно с АФоккером и переименованная в 1919 в “Ю. флюгцойгверк” (Junkers-Flugzeugwerk AG), и двигателестроительная “Ю. моторенбау” (Junkers-Motorenbau GmbH; Jumo), основана в 1923. В 1-ю мировую войну фирма “Ю.” поставила 210 боевых самолётов, после войны выпускала в основном транспортные самолёты, из которых наибольшим успехом пользовались F13 и Ju52/3m (выпущено 4835 с учётом последующих военных вариантов). В 20-х гг. производство самолётов фирмы “Ю.” было организовано в СССР и Швеции. В 1934 фирмы “Ю.” перешли под контроль государства и в 1936 были преобразованы в объединённую фирму “Ю.” (Junkers-Flugzeug und Motorenwerke AG), ставшую к 1944 крупнейшей авиационной фирмой Германии и выпускавшую большими сериями авиадвигатели и военные самолёты, широко применявшиеся во 2-й мировой войне, в том числе военно-транспортный самолёт и бомбардировщик Ju86, пикирующий бомбардировщик Ju87 (построено свыше 5700, см. рис. в табл. XXI), бомбардировщик (и тяжёлый истребитель) Ju88 (свыше 16000, см. рис. в табл. XXI) и многоцелевые самолёты на его основе Ju188 и Ju388. В 1944 создан опытный бомбардировщик Ju287 с четырьмя ТРД и крылом обратной стреловидности. ТРД серии Jumo-004 (выпущено свыше 5000) применялись также на реактивных самолётах других германских фирм. Сохранившиеся после 1945 предприятия “Ю.” вошли в состав фирмы Мессершмитт-Бёльков-Блом”. Основные данные некоторых самолётов фирмы приведены в табл. на стр. 677.

ЮЯШилов.

Табл. — Самолёты фирмы “Юнкерс”

Основные данные

Бомбардировщики

Военно-транспортный самолет Ju52/3mg7e

Тяжёлый истребитель Ju88 C-6

Ju86 E-1

Ju87 B-1

Ju88 A-4

Ju188 A-1

Первый полёт, год...

1937

1938

1939

1941

1941

1940

Число и тип двигателей..………..

ПД

ПД

ПД

ПД

3 ПД

ПД

Мощность двигателя, кВт……..

596

883

883

1320

610

1030

Длина самолета, м

17,85

11,1

14,36

14,95

18,9

14,96

Высота самолёта, м

5,05

4,01

4,8

4,9

6,1

4,8

Размах крыла, м……

22,5

13,8

18,37

22

29,25

20,1

Площадь крыла, м2....………...

82

31,9

54,5

56,6

110,5

54,5

Взлётная масса максимальная, т…...

8,2

4,33

12,12

14,53

11

11,8

Масса пустого самолёта, т………....

5,2

2,76

8,62

9,92

6,72

Боевая (перевозимая) нагрузка, т…………

0,8

0,5

3

3

3,88

Максимальная дальность полёта, км………….

1400

788

2730

2480

1320

3150

Максимальная скорость полёта, км/ч.......…...

360

387

472

530

286

550

Потолок, м...……….

7500

8000

8235

10090

5900

9900

Экипаж, чел……….

4

2

4

4

3

3

Вооружение:

пушки………………

2{{×}}20 мм

5{{×}}20 мм

пулеметы……..........

3{{×}}7,9 мм

3{{×}}7,9 мм

4{{×}}7,9 мм; 1{{×}}13 мм

2{{×}}13 мм

1{{×}}13 мм; 3{{×}}7,9 мм

3{{×}}7,9 мм

“Ю Пи. Эс.” (UPS, United Parcel Service Company) — авиакомпания США. Специализируется на перевозках почтовых грузов и посылок внутри страны, а также в страны Западной Европы и Японию. Основана в 1929, просуществовала до 1931, возобновила свою деятельность в 1953. В 1989 объём грузовых перевозок составил 2,09 млрд. т-км. Авиационный парк — 356 грузовых самолётов.

Юрьев Борис Николаевич (1889—1957) — советский учёный в области аэродинамики и вертолётостроения, академик АН СССР (1943), генерал-лейтенант инженерно-технической службы (1944), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1940). Ученик НЕЖуковского. Окончил МВТУ (1919). Участвовал в организации ЦАГИ, ВВИА, МАИ (преподавал в 1930—40). В 1944—50 председатель Комиссии по истории техники АН СССР, с 1950 заведующий лабораторией прикладной аэродинамики в Институте механики АН СССР. Основные труды в области экспериментальной аэродинамики, теории воздушного винта, теории и конструирования вертолётов, истории авиационной техники. В 1911 опубликовал ставшую классической схему одновинтового вертолёта с автоматом перекоса несущего винта и рулевым винтом, а в 1912 построил модель вертолёта в натуральную величину (рис. в табл. V) и получил золотую медаль на 2-й Международной выставке в Москве по воздухоплаванию “За прекрасную теоретическую разработку проекта геликоптера и его конструктивное осуществление”. В 1925 организовал в ЦАГИ группу для экспериментальных работ по вертолётостроению и принимал участие в проектировании первого отечественного вертолёта ЦАГИ 1-ЭА. В 1941 совместно с ИПБратухиным построил 2-винтовой вертолёт “Омега”. Государственная премия СССР (1943, 1946). Награждён 2 орденами Ленина, орденами Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями. Портрет см. на стр. 677.

Соч.: Избр. труды, т. 1—2, М., 1961.

Лит.: Стражева И. В., Буева М. В., Б. Н. Юрьев, М., 1980.

Б. Н. Юрьев.

ЮТА” (UTA, Union de Transports A{{é}}riens) — авиакомпания Франции. Осуществляет перевозки в страны Европы, Ближнего и Среднего Востока, тихоокеанского региона, а также в США и Японию. Основана в 1963. В 1989 перевезла 0,9 млн. пассажиров, пассажирооборот 5,61 млрд. п.-км. Авиационный парк — 13 самолётов.

“Ю. Эс. Эр” (USAir) — авиакомпания США, одна из крупнейших в мире. Осуществляет перевозки в Северной Америке и в страны Западной Европы. Основана в 1937, до 1979 называлась “Эллегни эрлайнс”. С 1987 в её состав входит авиакомпания “Пидмонт авиэйшен” (Piedmont Aviation, основана в США в 1940). В 1989 перевезла 61,3 млн. пассажиров, пассажирооборот 54,56 млрд. п.-км. Авиационный парк — 441 самолёт.

Ююкин Михаил Анисимович (1911—1939) — советский лётчик, батальонный комиссар. Окончил Сталинградскую военную авиационную школу (1936). Служил в частях ВВС военкомом эскадрильи, затем бомбардировочного авиаполка. 5 августа 1939 во время боёв в районе р. Халхин-Гол его бомбардировщик загорелся от разрыва вражеского снаряда. После того как сорвать пламя скольжением не удалось, Ю. направил свой самолёт СБ на японскую огневую точку. Это был первый в истории авиации таран наземной цели. Награждён орденом Ленина (посмертно). На родине Ю. в селе Гнилуши Воронежской области установлен бюст героя.

Hosted by uCoz