Щелевой закрылок — закрылок, при отклонении которого образуется щель между закрылком и основной частью крыла. Щ. з. стали применяться в 40—50-х гг. на прямых и стреловидных крыльях. Однощелевой закрылок может быть выполнен в виде простого поворотного закрылка (с профилированной или непрофилированной щелью между крылом и закрылком) или с выдвижением закрылка по направлению к задней кромке крыла. Многощелевые выдвижные закрылки образуют несколько несущих поверхностей; основное крыло и звенья закрылков. В различных видах выдвижных Щ. з. последовательно реализуется эффект предкрылка: поступающая через щель на верхнюю поверхность закрылка струя воздуха вызывает смещение точки отрыва пограничного слоя вниз по потоку и увеличивает критический угол отклонения закрылка, при котором наступает срыв потока. Использование этого эффекта позволяет обеспечить безотрывное обтекание звеньев закрылка при больших углах их отклонения и тем самым увеличить подъёмную силу закрылка и ЛА в целом. Эффективность Щ. з. зависит от их относительных геометрических размеров, формы и положения относительно основного крыла. См. рис. к ст. Механизация крыла.

Щербаков Александр Александрович (р. 1925) — советский лётчик-испытатель, полковник, кандидат технических наук (1986), Герой Советского Союза (1971), заслуженный лётчик-испытатель СССР (1967). В Советской Армии с 1943. Участник Великой Отечественной войны. Окончил Вязниковскую военную авиационную школу пилотов (1943), ВВИА (1951), школу лётчиков-испытателей (1953). С 1951 на испытательной работе в НИИ ВВС, ЛИИ. Проводил испытания самолётов на штопор (22 типа самолётов), исследовательские полёты на специальных и критических режимах, участвовал в доводке опытных самолётов конструкции А. И. Микояна, П. О. Сухого, А. С. Яковлева. Летал на самолётах и вертолётах свыше 100 типов. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Трудового Красного Знамени, медалями.

А. А. Щербаков.

Щербаков Алексей Яковлевич (1901—1978) — советский авиаконструктор. Окончил Харьковский технологический институт (1929). В 1926—35 работал в ОКБ КАКалинина, затем в отделе спецконструкций Московского авиационного завода № 1, где занимался высотными буксируемыми планерами и гермокабинами (его гермокабины мягкой и жёсткой конструкции регенерационного типа были испытаны на различных самолётах в 1936—43). С 1939 в КБ-29. Возглавлял экспериментальные работы по применению комбинированных силовых установок с дополнительными ПВРД на истребителях И-15бис и И-153 и испытания ракетопланёра РП-318-1. Во время Великой Отечественной войны Щ. возглавлял одно из Главных управлений НКАП и ОКБ в Оренбурге, где в 1943 им был разработан лёгкий грузовой самолёт Ще-2, который затем строился серийно и применялся в качестве транспортного и санитарного самолёта. В послевоенные годы работал в ОКБ СПКоролёва и САЛавочкина. Автор одного из первых проектов СВВП с поворотными ТРД. Подвешенный на стенде ЛА испытывался в 1948.

А. Я. Щербаков.

Щитки — конструктивные элементы ЛА, используемые для изменения аэродинамических сил или для защиты отдельных агрегатов ЛА от набегающего потока. Появились в 30—40-х гг. Щ. как элементы механизации крыла могут устанавливаться в передней или (и) задней части крыла и предназначены для увеличения подъёмной силы на больших углах атаки (при взлёте и посадке) за счёт изменения кривизны, профиля. Выполняются в виде пластин, которые могут отклоняться или смещаться (выдвижные Щ.) вдоль хорды крыла. Щ. действуют аналогично предкрылкам и закрылкам, проще их по конструкции, но менее эффективны. К аэродинамическим Щ. можно также отнести некоторые управляющие поверхности (см. Интерцептор, Тормозной щиток).

Защитные Щ. обычно выполняются в виде поворотных или сдвижных панелей, закрывающих, например, нишу шасси после уборки его в полёте, объектив фотоаппарата в нерабочем положении на самолёте-разведчике и т. д. Часто применяются Щ. на колёсах шасси для защиты самолёта от грязи и камней, вылетающих из-под колёс при взлёте и посадке. Управление Щ. осуществляется из кабины экипажа либо производится автоматически, когда Щ. механически связаны с агрегатами, которые они закрывают. (например, управление Щ. шасси согласовано с выпуском и уборкой стоек шасси).

Технологически Щ. выполняются в виде клёпаной или сварной конструкции, с силовым набором или клеёной (паяной) конструкции с сотовым заполнителем. При изготовлении Щ. широко используются различные композиционные материалы. Наружная обшивка Щ., выходящая в поток, обычно бывает криволинейной и в закрытом положении вписывается в аэродинамические формы самолёта.

Hosted by uCoz