Щелевой закрылок — закрылок,
при отклонении которого образуется щель между закрылком и основной частью
крыла. Щ. з. стали применяться в 40—50-х гг. на прямых и
стреловидных крыльях. Однощелевой закрылок может быть выполнен в виде простого
поворотного закрылка (с профилированной или непрофилированной щелью между
крылом и закрылком) или с выдвижением закрылка по направлению к задней кромке
крыла. Многощелевые выдвижные закрылки образуют несколько несущих поверхностей;
основное крыло и звенья закрылков. В различных видах выдвижных Щ. з.
последовательно реализуется эффект предкрылка: поступающая через щель на
верхнюю поверхность закрылка струя воздуха вызывает смещение точки отрыва
пограничного слоя вниз по потоку и увеличивает критический угол
отклонения закрылка, при котором наступает срыв потока.
Использование этого эффекта позволяет обеспечить безотрывное обтекание звеньев
закрылка при больших углах их отклонения и тем самым увеличить подъёмную силу
закрылка и ЛА в целом. Эффективность Щ. з. зависит от их
относительных геометрических размеров, формы и положения относительно основного
крыла. См. рис. к ст. Механизация
крыла.
Щербаков Александр Александрович (р. 1925) —
советский лётчик-испытатель, полковник, кандидат технических наук (1986), Герой
Советского Союза (1971), заслуженный лётчик-испытатель СССР (1967).
В Советской Армии с 1943. Участник Великой Отечественной войны. Окончил
Вязниковскую военную авиационную школу пилотов (1943), ВВИА (1951), школу
лётчиков-испытателей (1953). С 1951 на испытательной работе в НИИ ВВС,
ЛИИ. Проводил испытания самолётов на штопор (22 типа самолётов),
исследовательские полёты на специальных и критических режимах, участвовал в
доводке опытных самолётов конструкции А. И. Микояна,
П. О. Сухого, А. С. Яковлева. Летал на самолётах и
вертолётах свыше 100 типов. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени,
Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Трудового Красного
Знамени, медалями.
А. А. Щербаков.
Щербаков Алексей Яковлевич (1901—1978) — советский
авиаконструктор. Окончил Харьковский технологический институт (1929).
В 1926—35 работал в ОКБ К. А. Калинина,
затем в отделе спецконструкций Московского авиационного завода № 1, где
занимался высотными буксируемыми планерами и гермокабинами (его гермокабины
мягкой и жёсткой конструкции регенерационного типа были испытаны на различных
самолётах в 1936—43). С 1939 в КБ-29. Возглавлял экспериментальные работы
по применению комбинированных силовых установок с дополнительными ПВРД на
истребителях И-15бис и И-153 и испытания ракетопланёра РП-318-1. Во
время Великой Отечественной войны Щ. возглавлял одно из Главных
управлений НКАП и ОКБ в Оренбурге, где в 1943 им был разработан лёгкий грузовой
самолёт Ще-2, который затем строился серийно и применялся в качестве
транспортного и санитарного самолёта. В послевоенные годы работал в ОКБ С. П. Королёва
и С. А. Лавочкина. Автор одного из первых
проектов СВВП с поворотными ТРД. Подвешенный на стенде ЛА испытывался в 1948.
А. Я. Щербаков.
Щитки — конструктивные элементы ЛА, используемые для
изменения аэродинамических сил или для защиты отдельных агрегатов ЛА от
набегающего потока. Появились в 30—40-х гг. Щ. как элементы механизации
крыла могут устанавливаться в передней или (и) задней части крыла и
предназначены для увеличения подъёмной силы на больших углах атаки (при взлёте
и посадке) за счёт изменения кривизны, профиля. Выполняются в
виде пластин, которые могут отклоняться или смещаться (выдвижные Щ.)
вдоль хорды крыла. Щ. действуют аналогично предкрылкам
и закрылкам, проще их по конструкции, но менее эффективны.
К аэродинамическим Щ. можно также отнести некоторые управляющие
поверхности (см. Интерцептор, Тормозной щиток).
Защитные Щ.
обычно выполняются в виде поворотных или сдвижных панелей, закрывающих,
например, нишу шасси после уборки его в полёте, объектив фотоаппарата в
нерабочем положении на самолёте-разведчике и т. д. Часто применяются Щ.
на колёсах шасси для защиты самолёта от грязи и камней, вылетающих из-под колёс
при взлёте и посадке. Управление Щ. осуществляется из кабины экипажа
либо производится автоматически, когда Щ. механически связаны с
агрегатами, которые они закрывают. (например, управление Щ. шасси
согласовано с выпуском и уборкой стоек шасси).
Технологически Щ.
выполняются в виде клёпаной или сварной конструкции, с силовым набором
или клеёной (паяной) конструкции с сотовым заполнителем. При изготовлении Щ.
широко используются различные композиционные материалы. Наружная обшивка Щ.,
выходящая в поток, обычно бывает криволинейной и в закрытом положении
вписывается в аэродинамические формы самолёта.