боевой вертолёт —
вертолёт, предназначенный для поражения наземных и воздушных целей с помощью
различного оружия, а также для прикрытия и сопровождения военно-транспортных и
многоцелевых вертолётов. Комплекс вооружения Б. в. может включать противотанковые управляемые ракеты,
неуправляемые авиационные ракеты, пушки, пулемёты, гранатомёты, авиабомбы.
Возможна установка на Б. в.
управляемых ракет класса «воздух — воздух». Основное средство поражения
танков — противотанковая управляемая ракет с кумулятивной боевой частью
(дальность около 4000 м, вероятность поражения близка к 0,8). Б. в. может поражать цель, не
входя в зону действия противовоздушной оборон противника, из-за укрытия
(используя кратковременные выходы из-за складок местности или целеуказание).
Для снижения уязвимости Б. в.
стремятся уменьшить эффективную отражающую площадь несущего винта и фюзеляжа, а
также инфракрасное излучение двигателя, применяют аппаратуру пассивного
радиопротиводействия радиолокационным станциям противника и активных помех
ракетам с инфракрасными головками самонаведения. Для защиты экипажа Б. в. и некоторых жизненно важных
агрегатов используется броня.
боевой разворот —
фигура пилотажа: энергичный набор
высоты с одновременным разворотом летательного аппарат на заданный угол (см. рис.).
Выполняется классически (сначала крен увеличивается,
а затем уменьшается до нуля) или по методу косой петли (с выводом летательного
аппарата горизонтальный полет в середине петли), первый способ обеспечивает
наибольший набор высоты, второй — минимальное время Б. р. В учебных целях Б. р. осуществляют с разворотом на 180{{°}}.
Классический боевой разворот
боевой самолёт —
самолёт, предназначенный для выполнения боевых задач: воздействия на объекты
противника авиационными средствами поражения, ведения воздушной разведки,
выброски воздушных десантов и доставки материальных средств войскам,
действующим в тылу противника. Компоновка (внешняя схема, размещение агрегатов
и грузов), оборудование, вооружение и тактико-технические характеристики
выбираются в соответствии с конкретным назначением Б. с. Подразделяются на истребители, ударные самолёты, разведчики (см. Разведывательный летательный аппарат) военно-транспортные самолёты
(см. Военно-транспортный летательный
аппарат).
боекомплект — количество
боеприпасов, приходящееся на единицу оружия (пулемёт, пушку, гранатомёт
и т. п.) или на боевой самолёт (вертолёт). Б. для различных боевых летательных аппаратов устанавливается
исходя из назначения и боевых свойств оружия, решаемых задач и возможностей
летательного аппарата. Например, пулемёт УБ имел Б., состоящий из патронов с бронебойно-зажигательными,
бронебойно-зажигательно-трассирующими и разрывными пулями, пушка ШВАК — патроны с осколочными, трассирующими,
бронебойно-зажигательными и осколочно-зажигательными снарядами.
боеприпасы авиационные — составная часть вооружения
летательного аппарата, предназначенная для уничтожения или вывода из строя
воздушных, наземных, подземных и морской целей противника разрушающим действием
удара и огня. Различают Б. основного
и вспомогательного (специального) назначения. К основному Б. относятся разовые бомбовые кассеты,
бомбовые связки, патроны авиационных пулемётов и пушек, авиационные
неуправляемые и управляемые ракеты, мины, торпеды, гранаты.
Разовые бомбовые
кассеты — тонкостенные авиабомбы, снаряжённые авиационными
противотанковыми и другие минами и мелкими осколочными, противотанковыми,
зажигательным и другие бомбами массой от 0,2 до 15 кг. В одной
кассете может быть до 100 и более бомб (мин), которые разбрасываются в
воздухе.
Бомбовые связки —
устройства, в которых несколько авиационных бомб массой 25—100 кг связаны
специальными приспособлениями в одну подвеску. Разъединение бомб происходит в
момент сбрасывания с самолёта или в воздухе.
Патроны для
пулемётов и пушек различают по типу пуль и снарядов, которые бывают
одинарного (осколочные, фугасные, бронебойные, зажигательные, трассирующие),
двойного (осколочно-фугасные и др.) и тройного (осколочно-фугасно-зажигательные
и др.) действия. Наиболее распространены калибры авиационных пуль
7,62 и 12,7 мм, снарядов — 20, 23, 30 и 37 мм. Масса
снарядов колеблется от 100 до 1000 г и более.
Неуправляемые
ракеты — снаряды, состоящие из боевой части (фугасной,
осколочно-фугасной, кумулятивной, ядерной), ракетного двигателя (порохового,
жидкостного) и взрывателя (ударного или неконтактного действия). Масса ракеты
от нескольких до сотен кг.
Управляемые ракеты —
беспилотные летательные аппараты с ракетным двигателем или воздушно-реактивным
двигателем, снабжённые обычной или ядерной боевой частью и системой управления
для автоматического наведения на цель или полёта по заданной траектории. Масса
ракет класса «воздух — поверхность» от сотен до несколько тысяч кг;
дальность полёта от 10 до 1000 и более км. Ракеты класса
«воздух — воздух» имеют массу 50—200 кг, дальность полёта-пуска более
100 км.
Мины
(противотанковые, противопехотные, морские и другие) — устройства,
состоящие из боевой части, взрывателя и дополнит, приспособлений; предназначены
для постановки с воздуха минных заграждений на суше и море.
Эффективность боевых действий
авиации в значит, мере определяется эффективностью поражающего действия Б. у цели. Новые типы Б. во многом определяют требования к
другим элементам системы авиационного вооружения и тактическим формам боевого
использования авиации.
Вспомогательные Б. обеспечивают возможность решения
задач, связанных с тренировкой лётного состава (стрельба, бомбометание,
самолётовождение), а также ряда специальных задач, решаемых авиацией в
интересах сухопутных войск и кораблей военно-морского флота. Они подразделяются
на практические (учебные), осветительные (светящие), фотографические,
ориентирно-сигнальные, имитационные, помеховые (противорадиолокационные и
противоинфраскрасные) и др.
Е. А. Федосов.
Боинг (Boeing) Уильям Эдуард
(1881—1956) — американский авиаконструктор и промышленник. Учился в
Йельском университете (1899—1902), позже изучал лесопромышленное дело. Окончил
лётную школу (1915), строил самолёты собственной конструкции. В 1916
основал фирму «Пасифик аэро продактс» (Pacific Aero Products), сменившую через
несколько месяцев название на «Боинг эрплейн» (Boeing Airplane Co.) и
выпускавшую до 1927 в основном военные самолёты (истребители, торпедоносцы,
разведчики), а также почтовые самолёты. Организовал почтовые авиаперевозки, в
1926 создал свою авиатранспортную компанию. В 1928 Б. стал председателем совета директоров образованной им корпорации
«Юнайтед эркрафт энд транспорт» (United Aircraft and Transport Corp.),
объединившей ряд самолёто- и моторостроительных фирм и авиатранспортных
компаний и ставшей одним из крупнейших авиационных предприятий мира.
К началу 30‑х гг. на заводах Б.
было разработано свыше 45 типов военных и гражданских самолетов.
В 1934 корпорация была расформирована, и Б. покинул собственную фирму, но во Вторую мировую войну работал
там в качестве консультанта. После 1945 Б. —
директор банка в Сиэтле (штат Вашингтон). Награждён медалью Гуггенхейма (1934).
Имя Б. носит современная фирма
«Боинг» — крупный производитель военных и гражданских самолётов и
вертолётов, ракетно-космической техники.
Портрет
см. на стр. 114.
У. Э. Боинг.
«Боинг» (Boeing Co.) — одна из
крупнейших фирм авиаракетно-космической промышленности США. Ведёт качало от
основанной в 1916 У. Боингом
фирмы «Боинг эрплейн» (Boeing Airplane Co.). современное название с 1961. Имеет
отделения гражданских самолётов, военных самолётов, аэрокосмическое,
вертолётное («Боинг геликоптер»), филиал в Канаде «Боинг оф Канада» (Boeing of
Canada), включивший купленную в 1986 фирму «Де Хэвилленд
оф Канада». В годы Первой мировой войны фирма «Б.» выпускала учебные самолёты, бомбардировщики, почтовые
самолёты, разведчики, торпедоносцы, истребители, в том числе бипланы PW-9,
Р-12, моноплан Р-26. В 1930 создан скоростной почтовый самолёт с
убирающимся шасси «Мономейл» и на его основе в 1931 опытный бомбардировщик B-9,
в 1933 — цельнометаллический пассажирский самолёт Боинг 247 (рис. в табл. XV), в 1936 начато производство
учебного самолёта «Кадет» (выпущено свыше 10 тысяч), в 1938 построены
самолёт Боинг 307 с герметической пассажирской кабиной (рис.
в табл. XV) и летающая лодка Боинг 314 на 74 пассажира.
К известным самолётам фирмы относятся стратегические бомбардировщики В-17
«Флайинг фортресс» — «Летающая крепость» (первый полёт в 1935, построено
12731, широко применялись во Второй мировой войне, см. рис.
в табл. XX), В-29 «Суперфортресс» (1942, построено 3970, с этих
самолётов были сброшены первые атомные бомбы на японские города Хиросима и
Нагасаки, см. рис. в табл. XXI), В-50 (1947). С декабря 1941 по
август 1945 фирма выпустила 16149 военных самолётов. На основе
В-29 созданы военно-транспортный самолёт С-97 (1944), пассажирский самолёт
«Стратокрузер» и заправщик КС-97. Большими сериями выпускались реактивные
стратегические бомбардировщики В-47 «Стратоджет» с шестью турбореактивными
двигателями (1947, свыше 2 тысяч) и В-52 «Стратофортресс» (1952, см. рис. в табл. XXXI). Фирма является
крупнейшим в мире производителем реактивных транспортных самолётов. Первым в
США реактивным пассажирским самолётом был Боинг 707 (1954, в эксплуатации
с 1958, к 1990 построено около 1000 с учётом усовершенствованных и военных
вариантов, см. рис. в табл.
XXXII); на
его основе создан заправщик КС-135 (рис. 1).
Затем началось производство самолётов Боинг 727 (1963, выпускался до 1984,
построено 1832, см. рис. в табл. XXXIII).
Широкое распространение
получили пассажирские самолёты Боинг 737 (1967, см. рис.
в табл. XXXV), Боинг 747 (1969, первый американский широкофюзеляжный
самолёт, см. рис. в табл. XXXV), Боинг
757 (1982) и Боинг 767 (1981, см. рис. в табл.
XXXVIII), к 1 сентября 1991 выпущено 2106, 868, 388 и
386 соответственно, общее число выпущенных реактивных самолётов составило
около 6500. На основе гражданских моделей созданы военные самолёты: Е-3
«Сентри» (носитель системы дальнего радиолокационного обнаружения, см. рис. в табл. XXXVII), Е-4 (воздушный
командный пост), Е-6 (для дальней радиосвязи с подводными лодками) , Е-8 (носитель
радиолокационной системы обнаружения и управления). В 1976 построен
опытный военно-транспортный самолёт короткого взлёта и посадки YC-14. На фирме
разработана крылатая ракета воздушного базирования AGM-86B, широко известны
многоцелевые и транспортные вертолёты двухвинтовой продольной схемы «Чинук»,
«Си найт» и другие (см. «Боинг
вертол»). Основные программы 80‑х гг.: производство пассажирских
самолётов Боинг 737, 747, 757, 767 (рис. 2—5),
«Дэш» 8, самолёта E-3, крылатых ракет, модернизация самолётов В-52 и КС-135,
постройка беспилотного высотного разведывательного. самолёта «Кондор» (рис. 6), участие в программах стратегического.
бомбардировщика В-1В и В-2, истребителя ATF (YF-22), самолёт вертикального
взлёта и посадки V-22 «Оспри», лёгкого вертолёта LH, межконтинентальной
баллистической ракеты MX, орбитальной станции «Фридом», разработка проектов
новых транспортных самолётов с турбовинтовентиляторным двигателем и
турбореактивным двухконтурным двигателем. Основные
данные некоторых самолётов фирмы приведены в табл. 1 и 2.
Ю. Я. Шилов.
Рис. 1.
Самолёт-заправщик КС-135.
Рис. 2.
Пассажирский самолёт Боинг 737-300.
Рис. 3.
Пассажирский самолёт Боинг 747-400.
Рис. 4.
Пассажирский самолёт Боинг 757-200.
Рис. 5.
Пассажирский самолёт Боинг 767-300.
Рис. 6. Разведывательный
самолёт «Кондор».
Табл. 1 — Бомбардировщики фирмы «Боинг»
Основные данные |
B-17G |
B-29B |
B-47E |
B-52G* |
B-52H* |
Первый полёт, год |
1943 |
1942 |
1953 |
1958 |
1961 |
Число и тип двигателей |
4 ПД |
4 ПД |
6 ТРД |
8 ТРД |
8 ТРДД |
Мощность двигателя, кВт |
895 |
1640 |
- |
- |
- |
Тяга двигателя, кН |
- |
- |
26,7 |
61,3 |
75,6 |
Длина самолёта, м |
22,7 |
30,18 |
33,48 |
48,03 |
47,5 |
Высота самолёта, м |
5,82 |
9,02 |
8,51 |
12,4 |
12,4 |
Размах крыла, м |
31,62 |
43,05 |
35,36 |
56,39 |
56,39 |
Площадь крыла, м2 |
131,9 |
161,3 |
132,7 |
371,6 |
371,6 |
Взлетная масса, т: |
|
|
|
|
|
нормальная |
24,95 |
- |
- |
- |
- |
перегрузочная |
29,71 |
62,37 |
93,76 |
221,5 |
227—229 |
Масса пустого самолёта, т |
16,39 |
31,4 |
36,63 |
78,6 |
св. 80 |
Бомбовая нагрузка, т:
нормальная |
2,72 |
- |
- |
св. 9,1 |
св. 9,1 |
перегрузочная |
7,98 |
9,07 |
9,07 |
до 30 |
23 |
Максимальная дальность
полёта, км |
5200 |
6760 |
6440 |
12070 |
св. 16000 |
Максимальная скорость
полёта, км/ч |
462 |
586 |
976 |
960 |
960 |
Потолок, м |
10850 |
9750 |
12340 |
16760 |
17000 |
Экипаж, чел |
8—10 |
10 |
3 |
6 |
6 |
Вооружение: пушки |
- |
- |
2X20 мм |
- |
1X20 мм |
пулемёты |
13Х 12,7мм |
11X12,7 мм |
- |
4X12,7 мм |
- |
* Данные до начала
модификации самолёта в носитель крылатых ракет
Табл. 2 — Гражданские самолеты «Боинг»
Основные данные |
707-120B |
707-320B |
727-200* |
737-200* |
737-300 |
737-400 |
737-500 |
Первый полёт, год |
1960 |
1962 |
1972 |
1971 |
1984 |
1988 |
1989 |
Число и тип двигателей |
4 ТРД |
4 ТРДД |
3 ТРДД |
2 ТРДД |
2 ТРДД |
2 ТРДД |
2 ТРДД |
Тяга двигателя, кН |
75,6 |
80,1 |
71.2 |
71,2 |
97,9 |
97,9 |
89 |
Длина самолета, м |
44 |
46,6 |
46,7 |
30,53 |
33,4 |
36,4 |
31 |
Высота самолёта, м |
12,8 |
12,9 |
10,4 |
11,3 |
11,1 |
11,1 |
11,1 |
Размах крыла, м |
39,9 |
44,4 |
32,9 |
28,35 |
28,9 |
28,9 |
28,9 |
Площадь крыла, м2 |
226 |
274 |
153,3 |
102 |
105,4 |
105,4 |
105,4 |
Максимальная ширина
фюзеляжа, м |
3,76 |
3,76 |
3,76 |
3,76 |
3,76 |
3,76 |
3,76 |
Взлётная масса, т |
117 |
148,3 |
95,03 |
53,07 |
56,47 |
62,82 |
52,39 |
Масса снаряжённого самолёта,
т |
54,8 |
62,7 |
46,16 |
27,4 |
31,65 |
34,47 |
30,90 |
Максимальное число
пассажиров |
174 |
189 |
189 |
130 |
149 |
168 |
132 |
Максимальная коммерческая
нагрузка, т |
21,5 |
23,6 |
18,6 |
15,69 |
16,03 |
17,74 |
15,63 |
Дальность полёта при
максимальной коммерческой нагрузке, км |
6820 |
9700 |
5371 |
3084 |
2923 |
3611 |
2519 |
Коммерческая нагрузка при
увеличенном запасе топлива, т |
14,35 |
12,8 |
16,37 |
10,05 |
8,7 |
13,2 |
5,28 |
Максимальная дальность
полёта при увеличенном запасе топлива, км |
8500 |
12300 |
6020 |
5269 |
5902 |
5241 |
6389 |
Крейсерская скорость полёта,
км/ч |
850—900 |
865—965 |
865—982 |
865—982 |
794—908 |
797— 912 |
795-912 |
Экипаж, чел |
4 |
4—5 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
*
Усовершенствованный вариант
Продолжение табл. 2
Основные данные |
747-200B |
747SP |
747-300 |
747-400 |
757-200 |
767-300 |
Первый полет |
1970 |
1975 |
1983 |
1988 |
1982 |
1986 |
Число и тип двигателей |
4 ТРДД |
4 ТРДД |
4 ТРДД |
4 ТРДД |
2 ТРДД |
2 ТРДД |
Тяга двигателя, кН |
244 |
209 |
244 |
252 |
178 |
224 |
Длина самолета, м |
70,7 |
56,3 |
70,7 |
70,7 |
47.32 |
54.9 |
Высота самолета, м |
19,3 |
20 |
19,3 |
19,3 |
13,56 |
15,9 |
Размах крыла, м |
59,9 |
59,6 |
59,6 |
64,3 |
38,05 |
47,6 |
Площадь крыла, м2 |
512 |
512 |
512 |
525 |
185,25 |
283,3 |
Максимальная ширина
фюзеляжа, м |
6,5 |
6,5 |
6,5 |
6,5 |
3,76 |
6,03 |
Взлетная масса, т |
377,85 |
317,52 |
377,85 |
394,63 |
108,8 |
159,21 |
Масса снаряжённого самолёта,
т |
170,4 |
147,97 |
174,04 |
177,67 |
58,26 |
87,14 |
Максимальное число
пассажиров |
550 |
440 |
660 |
660 |
239 |
|
Максимальная коммерческая
нагрузка, т |
68,63 |
38 |
68,63 |
65 |
26,1 |
|
Дальность полёта при максимальной
коммерческой нагрузке, км |
11000 |
12240 |
10500 |
12700 |
5840 |
5980 |
Коммерческая нагрузка при
увеличенном запасе топлива, т |
43,11 |
15,76 |
39,12 |
41,97 |
17,2 |
21,14 |
Максимальная дальность полёта
при увеличенном запасе топлива, км |
13690 |
15150 |
13590 |
15390 |
8460 |
9965 |
Крейсерская скорость полёта,
км/ч |
896-939 |
905-935 |
907-939 |
907—939 |
850-935 |
850-900 |
Экипаж, чел |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
«Боинг вертол»
(Boeing Vertol Co.) — вертолётостроительная фирма США, Основана в 1943 Ф. Пясецким под название «П-В
энджиниринг форум» (P.V Engineering Forum). В 1946 получила название
«Пясецкий геликоптер» (Piasecki Helicopter Corp.), в 1956 — «Вертол эркрафт»
(Vertol Aircraft Corp.). В 1960 в качестве вертолётного отделения вошла в
состав фирмы «Боинг», получив
название «Б. в.». В 1987
переименована в «Боинг геликоптер». Специализируется на разработке и постройке
многоцелевых и транспортных вертолётов двухвинтовой продольной схемы. Создала
вертолёты Н-25 (первый полёт в 1947), Н-21 (1952), СН-46 «Си найт» (1958,
построено 677), СН-47 «Чинук» (1961, построено около 740, см. рис. в табл. XXXIII), на его основе создан
пассажирский вариант V.234. В числе программ 80‑х гг. разработка
совместно с фирмой «Белл»
многоцелевого самолёт вертикального взлёта и посадки V-22 «Оспри» с двумя
поворотными винтами, совместно с фирмой «Сикорский» —
лёгкого многоцелевого вертолёта LH для армии США, опытного транспортного вертолёта
(модель 360) с широким использованием композиционных материалов. Основные данные некоторых вертолётов фирмы приведены в
таблице.
В. В. Беляев.
Табл. — Военно-транспортные вертолёты фирмы «Боинг вертол»
Основные данные |
CH-46E |
CH-47E |
Первый полёт, год. |
1977 |
1979 |
Число и тип двигателей |
2 ГТД |
2 ГТД |
Мощность двигателя, кВт |
1390 |
2800 |
Диаметр несущего винта |
15,55 |
18,29 |
Число несущих винтов |
2 |
2 |
Число лопастей несущего
винта, |
3 |
3 |
Длина вертолёта с
вращающимися винтами, м |
25,7 |
30,18 |
Высота вертолёта с
вращающимися винтами, м |
5,18 |
5,67 |
Сметаемая площадь, м2 |
2X190 |
2X262,6 |
Взлётная масса, т: |
|
|
нормальная |
10,57 |
14,97 |
максимальная |
10,9 |
22,68 |
Масса пустого вертолёта |
6,93 |
10,43 |
Число десантников
(пассажиров) |
25 |
44 |
Максимальная коммерческая
нагрузка, т |
3,2 |
5,87 (на внешней подвеске
9,39) |
Крейсерская скорость полета,
км/ч |
270 |
300 |
Максимальная дальность
полёта, км |
400 |
425 |
Статический потолок (без
учета влияния земли), м |
1750 |
1800 |
Экипаж, чел |
2—3 |
2—3 |
«Боинг Геликоптер»
(Boeing Helicopter Со.) — название, присвоенное в 1987 вертолётостроительной
фирме «Боинг вертол».
Бок — обозначение советских самолётов, созданных в
Бюро особых конструкций и предназначавшихся для проведения экспериментальных
исследований и рекордных полётов на высоту и дальность. Бюро было организовано
в 1930 при Центральном аэрогидродинамическом институте, затем функционировало в
других организационных рамках, а в 1941 прекратило свою деятельность.
С БОК связаны отдельные периоды деятельности В. А. Чижевского, Б. И. Черановского,
Н. И. Хамова, А. Я. Щербакова и других
авиаконструкторов. Были построены и испытаны: экспериментальные самолёты БОК-2
(1935) с разрезным (щелевым) крылом и БОК-5 (1937, см. рис.
в табл. XIII) — «бесхвостка» с поворотной задней частью крыла для
снятия в полёте нагрузки с ручки управления, высотные самолёты БОК-1 (1936) с
вставной двухместной гермокабиной регенерационного типа, БОК-7 (1937) с
встроенной двухместной гермокабиной, БОК-11 и БОК-15 (1940) с встроенными
трёхместными гермокабинами.