боевой вертолёт — вертолёт, предназначенный для поражения наземных и воздушных целей с помощью различного оружия, а также для прикрытия и сопровождения военно-транспортных и многоцелевых вертолётов. Комплекс вооружения Б. в. может включать противотанковые управляемые ракеты, неуправляемые авиационные ракеты, пушки, пулемёты, гранатомёты, авиабомбы. Возможна установка на Б. в. управляемых ракет класса «воздух — воздух». Основное средство поражения танков — противотанковая управляемая ракет с кумулятивной боевой частью (дальность около 4000 м, вероятность поражения близка к 0,8). Б. в. может поражать цель, не входя в зону действия противовоздушной оборон противника, из-за укрытия (используя кратковременные выходы из-за складок местности или целеуказание). Для снижения уязвимости Б. в. стремятся уменьшить эффективную отражающую площадь несущего винта и фюзеляжа, а также инфракрасное излучение двигателя, применяют аппаратуру пассивного радиопротиводействия радиолокационным станциям противника и активных помех ракетам с инфракрасными головками самонаведения. Для защиты экипажа Б. в. и некоторых жизненно важных агрегатов используется броня.

боевой разворот — фигура пилотажа: энергичный набор высоты с одновременным разворотом летательного аппарат на заданный угол (см. рис.).

Выполняется классически (сначала крен увеличивается, а затем уменьшается до нуля) или по методу косой петли (с выводом летательного аппарата горизонтальный полет в середине петли), первый способ обеспечивает наибольший набор высоты, второй — минимальное время Б. р. В учебных целях Б. р. осуществляют с разворотом на 180{{°}}.

Классический боевой разворот

боевой самолёт — самолёт, предназначенный для выполнения боевых задач: воздействия на объекты противника авиационными средствами поражения, ведения воздушной разведки, выброски воздушных десантов и доставки материальных средств войскам, действующим в тылу противника. Компоновка (внешняя схема, размещение агрегатов и грузов), оборудование, вооружение и тактико-технические характеристики выбираются в соответствии с конкретным назначением Б. с. Подразделяются на истребители, ударные самолёты, разведчики (см. Разведывательный летательный аппарат) военно-транспортные самолёты (см. Военно-транспортный летательный аппарат).

боекомплект — количество боеприпасов, приходящееся на единицу оружия (пулемёт, пушку, гранатомёт и т. п.) или на боевой самолёт (вертолёт). Б. для различных боевых летательных аппаратов устанавливается исходя из назначения и боевых свойств оружия, решаемых задач и возможностей летательного аппарата. Например, пулемёт УБ имел Б., состоящий из патронов с бронебойно-зажигательными, бронебойно-зажигательно-трассирующими и разрывными пулями, пушка ШВАК — патроны с осколочными, трассирующими, бронебойно-зажигательными и осколочно-зажигательными снарядами.

боеприпасы авиационные — составная часть вооружения летательного аппарата, предназначенная для уничтожения или вывода из строя воздушных, наземных, подземных и морской целей противника разрушающим действием удара и огня. Различают Б. основного и вспомогательного (специального) назначения. К основному Б. относятся разовые бомбовые кассеты, бомбовые связки, патроны авиационных пулемётов и пушек, авиационные неуправляемые и управляемые ракеты, мины, торпеды, гранаты.

Разовые бомбовые кассеты — тонкостенные авиабомбы, снаряжённые авиационными противотанковыми и другие минами и мелкими осколочными, противотанковыми, зажигательным и другие бомбами массой от 0,2 до 15 кг. В одной кассете может быть до 100 и более бомб (мин), которые разбрасываются в воздухе.

Бомбовые связки — устройства, в которых несколько авиационных бомб массой 25—100 кг связаны специальными приспособлениями в одну подвеску. Разъединение бомб происходит в момент сбрасывания с самолёта или в воздухе.

Патроны для пулемётов и пушек различают по типу пуль и снарядов, которые бывают одинарного (осколочные, фугасные, бронебойные, зажигательные, трассирующие), двойного (осколочно-фугасные и др.) и тройного (осколочно-фугасно-зажигательные и др.) действия. Наиболее распространены калибры авиационных пуль 7,62 и 12,7 мм, снарядов — 20, 23, 30 и 37 мм. Масса снарядов колеблется от 100 до 1000 г и более.

Неуправляемые ракеты — снаряды, состоящие из боевой части (фугасной, осколочно-фугасной, кумулятивной, ядерной), ракетного двигателя (порохового, жидкостного) и взрывателя (ударного или неконтактного действия). Масса ракеты от нескольких до сотен кг.

Управляемые ракеты — беспилотные летательные аппараты с ракетным двигателем или воздушно-реактивным двигателем, снабжённые обычной или ядерной боевой частью и системой управления для автоматического наведения на цель или полёта по заданной траектории. Масса ракет класса «воздух — поверхность» от сотен до несколько тысяч кг; дальность полёта от 10 до 1000 и более км. Ракеты класса «воздух — воздух» имеют массу 50—200 кг, дальность полёта-пуска более 100 км.

Мины (противотанковые, противопехотные, морские и другие) — устройства, состоящие из боевой части, взрывателя и дополнит, приспособлений; предназначены для постановки с воздуха минных заграждений на суше и море.

Эффективность боевых действий авиации в значит, мере определяется эффективностью поражающего действия Б. у цели. Новые типы Б. во многом определяют требования к другим элементам системы авиационного вооружения и тактическим формам боевого использования авиации.

Вспомогательные Б. обеспечивают возможность решения задач, связанных с тренировкой лётного состава (стрельба, бомбометание, самолётовождение), а также ряда специальных задач, решаемых авиацией в интересах сухопутных войск и кораблей военно-морского флота. Они подразделяются на практические (учебные), осветительные (светящие), фотографические, ориентирно-сигнальные, имитационные, помеховые (противорадиолокационные и противоинфраскрасные) и др.

Е. А. Федосов.

Боинг (Boeing) Уильям Эдуард (1881—1956) — американский авиаконструктор и промышленник. Учился в Йельском университете (1899—1902), позже изучал лесопромышленное дело. Окончил лётную школу (1915), строил самолёты собственной конструкции. В 1916 основал фирму «Пасифик аэро продактс» (Pacific Aero Products), сменившую через несколько месяцев название на «Боинг эрплейн» (Boeing Airplane Co.) и выпускавшую до 1927 в основном военные самолёты (истребители, торпедоносцы, разведчики), а также почтовые самолёты. Организовал почтовые авиаперевозки, в 1926 создал свою авиатранспортную компанию. В 1928 Б. стал председателем совета директоров образованной им корпорации «Юнайтед эркрафт энд транспорт» (United Aircraft and Transport Corp.), объединившей ряд самолёто- и моторостроительных фирм и авиатранспортных компаний и ставшей одним из крупнейших авиационных предприятий мира. К началу 30‑х гг. на заводах Б. было разработано свыше 45 типов военных и гражданских самолетов. В 1934 корпорация была расформирована, и Б. покинул собственную фирму, но во Вторую мировую войну работал там в качестве консультанта. После 1945 Б. — директор банка в Сиэтле (штат Вашингтон). Награждён медалью Гуггенхейма (1934). Имя Б. носит современная фирма «Боинг» — крупный производитель военных и гражданских самолётов и вертолётов, ракетно-космической техники.

Портрет см. на стр. 114.

У. Э. Боинг.

«Боинг» (Boeing Co.) — одна из крупнейших фирм авиаракетно-космической промышленности США. Ведёт качало от основанной в 1916 У. Боингом фирмы «Боинг эрплейн» (Boeing Airplane Co.). современное название с 1961. Имеет отделения гражданских самолётов, военных самолётов, аэрокосмическое, вертолётное («Боинг геликоптер»), филиал в Канаде «Боинг оф Канада» (Boeing of Canada), включивший купленную в 1986 фирму «Де Хэвилленд оф Канада». В годы Первой мировой войны фирма «Б.» выпускала учебные самолёты, бомбардировщики, почтовые самолёты, разведчики, торпедоносцы, истребители, в том числе бипланы PW-9, Р-12, моноплан Р-26. В 1930 создан скоростной почтовый самолёт с убирающимся шасси «Мономейл» и на его основе в 1931 опытный бомбардировщик B-9, в 1933 — цельнометаллический пассажирский самолёт Боинг 247 (рис. в табл. XV), в 1936 начато производство учебного самолёта «Кадет» (выпущено свыше 10 тысяч), в 1938 построены самолёт Боинг 307 с герметической пассажирской кабиной (рис. в табл. XV) и летающая лодка Боинг 314 на 74 пассажира. К известным самолётам фирмы относятся стратегические бомбардировщики В-17 «Флайинг фортресс» — «Летающая крепость» (первый полёт в 1935, построено 12731, широко применялись во Второй мировой войне, см. рис. в табл. XX), В-29 «Суперфортресс» (1942, построено 3970, с этих самолётов были сброшены первые атомные бомбы на японские города Хиросима и Нагасаки, см. рис. в табл. XXI), В-50 (1947). С декабря 1941 по август 1945 фирма выпустила 16149 военных самолётов. На основе В-29 созданы военно-транспортный самолёт С-97 (1944), пассажирский самолёт «Стратокрузер» и заправщик КС-97. Большими сериями выпускались реактивные стратегические бомбардировщики В-47 «Стратоджет» с шестью турбореактивными двигателями (1947, свыше 2 тысяч) и В-52 «Стратофортресс» (1952, см. рис. в табл. XXXI). Фирма является крупнейшим в мире производителем реактивных транспортных самолётов. Первым в США реактивным пассажирским самолётом был Боинг 707 (1954, в эксплуатации с 1958, к 1990 построено около 1000 с учётом усовершенствованных и военных вариантов, см. рис. в табл.

XXXII); на его основе создан заправщик КС-135 (рис. 1). Затем началось производство самолётов Боинг 727 (1963, выпускался до 1984, построено 1832, см. рис. в табл. XXXIII).

Широкое распространение получили пассажирские самолёты Боинг 737 (1967, см. рис. в табл. XXXV), Боинг 747 (1969, первый американский широкофюзеляжный самолёт, см. рис. в табл. XXXV), Боинг 757 (1982) и Боинг 767 (1981, см. рис. в табл. XXXVIII), к 1 сентября 1991 выпущено 2106, 868, 388 и 386 соответственно, общее число выпущенных реактивных самолётов составило около 6500. На основе гражданских моделей созданы военные самолёты: Е-3 «Сентри» (носитель системы дальнего радиолокационного обнаружения, см. рис. в табл. XXXVII), Е-4 (воздушный командный пост), Е-6 (для дальней радиосвязи с подводными лодками) , Е-8 (носитель радиолокационной системы обнаружения и управления). В 1976 построен опытный военно-транспортный самолёт короткого взлёта и посадки YC-14. На фирме разработана крылатая ракета воздушного базирования AGM-86B, широко известны многоцелевые и транспортные вертолёты двухвинтовой продольной схемы «Чинук», «Си найт» и другие (см. «Боинг вертол»). Основные программы 80‑х гг.: производство пассажирских самолётов Боинг 737, 747, 757, 767 (рис. 2—5), «Дэш» 8, самолёта E-3, крылатых ракет, модернизация самолётов В-52 и КС-135, постройка беспилотного высотного разведывательного. самолёта «Кондор» (рис. 6), участие в программах стратегического. бомбардировщика В-1В и В-2, истребителя ATF (YF-22), самолёт вертикального взлёта и посадки V-22 «Оспри», лёгкого вертолёта LH, межконтинентальной баллистической ракеты MX, орбитальной станции «Фридом», разработка проектов новых транспортных самолётов с турбовинтовентиляторным двигателем и турбореактивным двухконтурным двигателем. Основные данные некоторых самолётов фирмы приведены в табл. 1 и 2.

Ю. Я. Шилов.

Рис. 1. Самолёт-заправщик КС-135.

Рис. 2. Пассажирский самолёт Боинг 737-300.

Рис. 3. Пассажирский самолёт Боинг 747-400.

Рис. 4. Пассажирский самолёт Боинг 757-200.

Рис. 5. Пассажирский самолёт Боинг 767-300.

Рис. 6. Разведывательный самолёт «Кондор».

Табл. 1 — Бомбардировщики фирмы «Боинг»

Основные данные

 

B-17G

 

B-29B

 

B-47E

 

B-52G*

 

B-52H*

 

Первый полёт, год

1943

 

1942

 

1953

 

1958

 

1961

 

Число и тип двигателей

4 ПД

 

4 ПД

 

6 ТРД

 

8 ТРД

 

8 ТРДД

 

Мощность двигателя, кВт

895

 

1640

 

-

 

-

 

-

 

Тяга двигателя, кН

-

 

-

 

26,7

 

61,3

 

75,6

 

Длина самолёта, м

22,7

 

30,18

 

33,48

 

48,03

 

47,5

 

Высота самолёта, м

5,82

 

9,02

 

8,51

 

12,4

 

12,4

 

Размах крыла, м

31,62

 

43,05

 

35,36

 

56,39

 

56,39

 

Площадь крыла, м2

131,9

 

161,3

 

132,7

 

371,6

 

371,6

 

Взлетная масса, т:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

нормальная

24,95

 

-

 

-

 

-

 

-

 

перегрузочная

29,71

 

62,37

 

93,76

 

221,5

 

227—229

 

Масса пустого самолёта, т

16,39

 

31,4

 

36,63

 

78,6

 

св. 80

 

Бомбовая нагрузка, т: нормальная

2,72

 

-

 

-

 

св. 9,1

 

св. 9,1

 

перегрузочная

7,98

 

9,07

 

9,07

 

до 30

 

23

 

Максимальная дальность полёта, км

 

5200

 

6760

 

6440

 

12070

 

св. 16000

 

Максимальная скорость полёта, км/ч

 

462

 

586

 

976

 

960

 

960

 

Потолок, м

10850

 

9750

 

12340

 

16760

 

17000

 

Экипаж, чел

8—10

 

10

 

3

 

6

 

6

 

Вооружение: пушки

-

 

-

 

2X20 мм

 

-

 

1X20 мм

 

пулемёты

13Х 12,7мм

 

11X12,7 мм

 

-

 

4X12,7 мм

 

-

 

* Данные до начала модификации самолёта в носитель крылатых ракет

Табл. 2 — Гражданские самолеты «Боинг»

Основные данные

 

707-120B

 

707-320B

 

727-200*

 

737-200*

 

737-300

 

737-400

 

737-500

 

Первый полёт, год

1960

 

1962

 

1972

 

1971

 

1984

 

1988

 

1989

 

Число и тип двигателей

4 ТРД

 

4 ТРДД

 

3 ТРДД

 

2 ТРДД

 

2 ТРДД

 

2 ТРДД

 

2 ТРДД

 

Тяга двигателя, кН

75,6

 

80,1

 

71.2

 

71,2

 

97,9

 

97,9

 

89

 

Длина самолета, м

 

44

 

46,6

 

46,7

 

30,53

 

33,4

 

36,4

 

31

 

Высота самолёта, м

12,8

 

12,9

 

10,4

 

11,3

 

11,1

 

11,1

 

11,1

 

Размах крыла, м

39,9

 

44,4

 

32,9

 

28,35

 

28,9

 

28,9

 

28,9

 

Площадь крыла, м2

226

 

274

 

153,3

 

102

 

105,4

 

105,4

 

105,4

 

Максимальная ширина фюзеляжа, м

3,76

 

3,76

 

3,76

 

3,76

 

3,76

 

3,76

 

3,76

 

Взлётная масса, т

117

 

148,3

 

95,03

 

53,07

 

56,47

 

62,82

 

52,39

 

Масса снаряжённого самолёта, т

54,8

 

62,7

 

46,16

 

27,4

 

31,65

 

34,47

 

30,90

 

Максимальное число пассажиров

174

 

189

 

189

 

130

 

149

 

168

 

132

 

Максимальная коммерческая нагрузка, т

 

21,5

 

23,6

 

18,6

 

15,69

 

16,03

 

17,74

 

15,63

 

Дальность полёта при максимальной коммерческой нагрузке, км

6820

 

9700

 

5371

 

3084

 

2923

 

3611

 

2519

 

Коммерческая нагрузка при увеличенном запасе топлива, т

14,35

 

12,8

 

16,37

 

10,05

 

8,7

 

13,2

 

5,28

 

Максимальная дальность полёта при увеличенном запасе топлива, км

8500

 

12300

 

6020

 

5269

 

5902

 

5241

 

6389

 

Крейсерская скорость полёта, км/ч

850—900

 

865—965

 

865—982

 

865—982

 

794—908

 

797— 912

 

795-912

 

Экипаж, чел

4

 

4—5

 

3

 

2

 

2

 

2

 

2

 

* Усовершенствованный вариант

Продолжение табл. 2

Основные данные

 

747-200B

 

747SP

 

747-300

 

747-400

 

757-200

 

767-300

 

Первый полет

 

1970

 

1975

 

1983

 

1988

 

1982

 

1986

 

Число и тип двигателей

 

4 ТРДД

 

4 ТРДД

 

4 ТРДД

 

4 ТРДД

 

2 ТРДД

 

2 ТРДД

 

Тяга двигателя, кН

 

244

 

209

 

244

 

252

 

178

 

224

 

Длина самолета, м

 

70,7

 

56,3

 

70,7

 

70,7

 

47.32

 

54.9

 

Высота самолета, м

19,3

 

20

 

19,3

 

19,3

 

13,56

 

15,9

 

Размах крыла, м

 

59,9

 

59,6

 

59,6

 

64,3

 

38,05

 

47,6

 

Площадь крыла, м2

 

512

 

512

 

512

 

525

 

185,25

 

283,3

 

Максимальная ширина фюзеляжа, м

 

6,5

 

6,5

 

6,5

 

6,5

 

3,76

 

6,03

 

Взлетная масса, т

 

377,85

 

317,52

 

377,85

 

394,63

 

108,8

 

159,21

 

Масса снаряжённого самолёта, т

170,4

 

147,97

 

174,04

 

177,67

 

58,26

 

87,14

 

Максимальное число пассажиров

550

 

440

 

660

 

660

 

239

 

 

 

Максимальная коммерческая нагрузка, т

 

68,63

 

38

 

68,63

 

65

 

26,1

 

 

 

Дальность полёта при максимальной коммерческой нагрузке, км

11000

 

12240

 

10500

 

12700

 

5840

 

5980

 

Коммерческая нагрузка при увеличенном запасе топлива, т

43,11

 

15,76

 

39,12

 

41,97

 

17,2

 

21,14

 

Максимальная дальность полёта при увеличенном запасе топлива, км

13690

 

15150

 

13590

 

15390

 

8460

 

9965

 

Крейсерская скорость полёта, км/ч

896-939

 

905-935

 

907-939

 

907—939

 

850-935

 

850-900

 

Экипаж, чел

3

 

3

 

3

 

2

 

2

 

2

 

 

«Боинг вертол» (Boeing Vertol Co.) — вертолётостроительная фирма США, Основана в 1943 Ф. Пясецким под название «П-В энджиниринг форум» (P.V Engineering Forum). В 1946 получила название «Пясецкий геликоптер» (Piasecki Helicopter Corp.), в 1956 — «Вертол эркрафт» (Vertol Aircraft Corp.). В 1960 в качестве вертолётного отделения вошла в состав фирмы «Боинг», получив название «Б. в.». В 1987 переименована в «Боинг геликоптер». Специализируется на разработке и постройке многоцелевых и транспортных вертолётов двухвинтовой продольной схемы. Создала вертолёты Н-25 (первый полёт в 1947), Н-21 (1952), СН-46 «Си найт» (1958, построено 677), СН-47 «Чинук» (1961, построено около 740, см. рис. в табл. XXXIII), на его основе создан пассажирский вариант V.234. В числе программ 80‑х гг. разработка совместно с фирмой «Белл» многоцелевого самолёт вертикального взлёта и посадки V-22 «Оспри» с двумя поворотными винтами, совместно с фирмой «Сикорский» — лёгкого многоцелевого вертолёта LH для армии США, опытного транспортного вертолёта (модель 360) с широким использованием композиционных материалов. Основные данные некоторых вертолётов фирмы приведены в таблице.

В. В. Беляев.

Табл. — Военно-транспортные вертолёты фирмы «Боинг вертол»

 

Основные данные

 

CH-46E

 

CH-47E

 

Первый полёт, год.

1977

 

1979

 

Число и тип двигателей

 

2 ГТД

 

2 ГТД

 

Мощность двигателя, кВт

 

1390

 

2800

 

Диаметр несущего винта

15,55

 

18,29

 

Число несущих винтов

2

 

2

 

Число лопастей несущего винта,

3

 

3

 

Длина вертолёта с вращающимися винтами, м

 

25,7

 

30,18

 

Высота вертолёта с вращающимися винтами, м

 

5,18

 

5,67

 

Сметаемая площадь, м2

 

2X190

 

2X262,6

 

Взлётная масса, т:

 

 

 

 

 

нормальная

10,57

 

14,97

 

максимальная

 

10,9

 

22,68

 

Масса пустого вертолёта

 

6,93

 

10,43

 

Число десантников (пассажиров)

25

 

44

 

Максимальная коммерческая нагрузка, т

3,2

 

5,87 (на внешней подвеске 9,39)

 

Крейсерская скорость полета, км/ч

270

 

300

 

Максимальная дальность полёта, км

400

 

425

 

Статический потолок (без учета влияния земли), м

 

1750

 

1800

 

Экипаж, чел

2—3

 

2—3

 

 

«Боинг Геликоптер» (Boeing Helicopter Со.) — название, присвоенное в 1987 вертолётостроительной фирме «Боинг вертол».

Бок — обозначение советских самолётов, созданных в Бюро особых конструкций и предназначавшихся для проведения экспериментальных исследований и рекордных полётов на высоту и дальность. Бюро было организовано в 1930 при Центральном аэрогидродинамическом институте, затем функционировало в других организационных рамках, а в 1941 прекратило свою деятельность. С БОК связаны отдельные периоды деятельности В. А. Чижевского, Б. И. Черановского, Н. И. Хамова, А. Я. Щербакова и других авиаконструкторов. Были построены и испытаны: экспериментальные самолёты БОК-2 (1935) с разрезным (щелевым) крылом и БОК-5 (1937, см. рис. в табл. XIII) — «бесхвостка» с поворотной задней частью крыла для снятия в полёте нагрузки с ручки управления, высотные самолёты БОК-1 (1936) с вставной двухместной гермокабиной регенерационного типа, БОК-7 (1937) с встроенной двухместной гермокабиной, БОК-11 и БОК-15 (1940) с встроенными трёхместными гермокабинами.

Для дальнейшего чтения нажмите кнопку